Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
Theo_Eugene24 января 2014 г.Томас Манн - лауреат Нобелевской премии по литературе, его имя у меня ассоциировалось всегда с чем-то очень титаническим и архи сложным.
Мне даже кажется что писать рецензию, пусть огромного размера, на этот роман будет все равно лишь мазком по поверхности.
Все имеет свой конец. Это простая истина стара как мир. Есть восход и закат одного дня. Города, жизни человека, поколения одной семьи, целой цивилизации, звезды. Этому ни дашь никакую привычную характеристику. Это кажется все естественным, однако, всегда пугающим, если вдуматься, и грустным, когда осознаешь до конца.
Точное название романа: "Будденброки. История гибели одного семейства.". Ключевое слово "гибели." Будденброки - аристократическая семья бюргеров и коммерсантов в Германии. У меня складывалось впечатление, что я смогла заглянуть в окошко богатого особняка, где гостиная обставлена в аристократично-консервативном духе, высокие потолки, огромные залы, где слышно эхо.
"Тяжелые красные занавеси на окнах было плотно задвинуты. Во всех четырех углах комнаты в высоких золоченных канделябрах горело по восемь свечей, не считая тех, что были расставлены на столе в серебряных подсвечниках. Над громоздким буфетом, напротив двери в ландшафтной, висела большая картина - какой-то итальянский залив, туманно-голубые дали которого выглядели особенно красиво в этом освещении. Вдоль стен стояли большие диваны с прямыми спинками, обитые красным дамаском." ©
Четыре поколения одной семьи. Уже примерно на двухсотой странице ты понимаешь, что это не роман о какой-то отдельной героине и ее несчастной любви, и не духовный поиск отдельного героя. Здесь нет любви. Это ничем не прикрашенная реалистичность и семейная хроника. Их горести и радости, долгий жизненный путь героев, чьи интересы от поколения к поколению менялись и впитывали дух времени. Каждое новое поколение этой семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств. Я скрупулезно в процессе чтения книги составляла семейное древо на бумажке этой семьи, которое получилось очень внушительным. И когда закрывала последнюю страницу, чувство с которым я взглянула на созданное древо было щемяче-грустным.
Роман ведь своего рода автобиографичный. Поэтому с невероятной тщательностью, дотошностью и акцентом на мелочах описана жизнь бюргеров того времени. Все до мелочей, начиная от обставленной комнаты, минуя погоду до метаний в человеческой душе.
"Торгово приморский городок, по улицам которого постукивая тросточками, разгуливали почтенные бюргеры с безупречно честными минами, - отнюдь не был пристанищем высокой добродетели." ©
Что двигало такими людьми в жизни? Патрицианское самосознание и принадлежность к роду, это было всегда отправной точкой в принятии любых решений. "В конце концов ты принадлежишь не только себе" - слова одного из героев. Благодаря этому роману, мы не только поверхностно имели представления о том, что да, дескать, в то время не было никакого свободы выбора, кажется, а здесь ты детально изучаешь что ими двигало, и собственно, что в принципе понималось под свободою.
Нам, живя в свободное время от таких железных условностей кажется это чем-то затвердевшим, ограниченным, отжившим свой век, внушает какое-то неприятное чувство. Дескать какие они все холодные и носятся со своим гербом и фамильными ценностями. Напротив, именно благодаря такому детальному рентгеновскому осмотру жизни семьи - ты ловишь себя совсем на других чувствах. Ты их понимаешь. Ты способен их понять. Они так отражают дух своего времени. Да, они это классическая гравюра той эпохи.
Однако это так все объяснимо и понятно, что нет ни осуждения, ни презрения, ни какой-либо другой отрицательной оценки. Все герои в равнозначной мере приятны мне показались. Всем сочувствуешь к концу романа. Со всеми радуешься их счастью.
Я говорила четыре поколения одной семьи, да, но особое внимание сконцентрировано на втором поколении. Трое детей - Томас, Антония и Христиан. С 8 лет и до самой смерти ты с ними. Вот ты уже на середине романа и Тони 30 лет и она так несчастна со своим неудавшимся браком, когда как вроде только не давно, она, Тони шумно вбегала в светлую гостиную и садилась читать к папе на коленки.
Томас. Единственный из детей, кто пошел по стопам отца, став во главе фирмы. Кто понимал ценность и принадлежность к роду. У него живой и сметливый ум. Если ты глава фирмы, а в будущем сенатор, а твой отец, дед некогда были консулами города - это не означает что ты лишен чего-то чувственного. Напротив, в романе это особо подчеркивается. И Томас, и Тони, и Христиан были очень чувствительными и даже нежными натурами. Да только все это надо отбросить на второй план, ибо да, ты принадлежишь не только себе. Томас это понимал особенно отчетливо. Понимал, что жениться стоит выгодно. По правде говоря, на протяжении романа я гордилась им, и сочувствовала, и даже лила слезы. Это как-будто тебе на плечи взвалили огромный груз, и ты сам понимаешь важность его, и несешь, но бесконечно чувствуя и досадуя на его тяжесть.
"Томас, с самого рождения предназначенный к тому, чтобы стать коммерсантом, а в будущем владельцем фирмы, и потому посещавший реальное отделение школы в старом здании с готическими сводами, был умный, подвижный и смышленный мальчик, что, впрочем, не мешало ему от души веселиться." ©
Тони. Самая живая представительница Будденброков. Замечательная женщина со смелым характером. Будет момент особой, который ярко подчеркивает то самое патрицианское сознание семьи. Когда будучи в юности, она влюбиться, и даже будет готова вопреки запрету выйти замуж, но...взглянув на семейную тетрадь и древо семьи, гордо и смиренно вписывает около своего имени фамилию того мужа, который ей уготован и выбран отцом. Тони несчастна будет всегда. Я надеялась с каждой страницей, что все хоть у нее наладится, но нет... Но она все равно не унывала. Дважды побывавшая замужем, дважды невезучая в браке. И даже мысли с которыми она вступала во второй брак, были отпечатком всего того же духа. "Я вступаю в этот брак, чтобы спокойно и трезво загладить первое свое замужество, ибо таков мой долг перед семьей и фирмой." И даже брак ее дочери и то, окажется несчастливым. Мне нравились их отношения со старшим братом Томасом. Друг в друге они видели опору и поддержку.
Христиан. Самый ветреный и неспокойный член семьи. Ну собственно, бывший в тени брата и некогда особо не понимавший принадлежность к роду. Живший в удовольствие, однако, все равно несчастный.
"Христиан, учившийся в гимназии, не менее способный, но недостаточно серьезный, с невероятным комизмом передразнивал своих учителей."©
Примечательно здесь еще отметить сына Томаса Будденброка - Иоганна, или как ласково Ганно. С такой тщательность описана его детство. Будущий продолжатель рода и наследник рода Будденброк оказался совершенно с другим складом души и ума. У него не было тех качеств, каких хотел видеть в нем отец, качеств коммерсанта: бережливость, усердие, трудолюбие. Ганно был мальчиком со слабым здоровьем и невероятно чуткой душой, и со способностью и любви к музыке. Те все испытания и мучения что выпадали на его детские годы рано сделали его слишком проницательным и умудренным. На примере Ганно, как мне казалось, я уловила, что привычные, из поколения в поколения приемы и методы воспитания - не срабатывают. А почему? Поколение другое. Время идет вперед. И все мы люди сложны как снежинка и индивидуальны. Однако, насильно и привычно они насаживаются на маленького мальчика, не замечая тех внутренних страданий и страхов, которые в нем зарождаются, и усугубляя и без того его болезненную натуру.
Когда ты привыкаешь и живешь с героями, слово "гибели" как иголка. Да, тебе кажется нелепым завершение и закат этого семейства, смерть и конец некоторых героев. Но с другой стороны, все идет к концу, и закат не всегда будет красивым. Это естественное следствие, естественное...вырождение рода.
Но это все равно, оставляет очень печальный осадок. Особенно когда начинаешь это проецировать на жизнь вообще.
Книга жизненна, полезна и оставляет массу мыслей. Чувство опустошения вкупе с наполненностью. Опустошение - как следствие сочувствия гибели, естественной гибели семейства, а наполненность, как то, что ты только что прочитал нечто колосалльное, и оно не оставило тебя ни капли равнодушным.731