Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним5 марта 2023 г.***
Главный герой — потомственный князь Нехлюдов, демонстрирующий нам борьбу, которая происходит в душе каждого человека, а именно начал духовного и животного. В юности Нехлюдов слушает себя, а не других, поэтому влюбляется в простолюдинку Катюшу и, увлекшись социализмом, раздаёт крестьянам земли, оставшиеся ему от отца. Он поступает так, как велит ему сердце. Платоническую любовь к Катерине Нехлюдов хранит, как нечто чистое и сокровенное. Способствует благому делу то, что живет Катя в другом городе и часто видеться они не могут. Но с годами Нехлюдова захлёстывает светская жизнь: он начинает слушать других и позволяет животному «я» взять верх над своей душой. Ему нравится тратить фамильные деньги, он больше не верит в социализм и меняет женщин, как перчатки. Встретившись с Катюшей, он без тени сомнения решает сорвать этот цветочек и, насладившись его ароматом, уезжает в ночь. Этот эпизод ломает жизнь девушки, она смело идёт по наклонной. Спустя годы Нехлюдов-таки берёт своё животное «я» под контроль и отыскивает в себе ту прекрасную божественную часть, которая и делает нас людьми.
Книга пропитана глубокими философскими измышлениями на тему человеческой нравственности на фоне социальных проблем монархического общества конца 19-го века. Мне представилось, что Катюша есть аллегорический образ России, а Нехлюдов — собирательный образ потребителя, привыкшего брать желаемое. Но Толстой настроен оптимистично и верит, что в любом человеке есть зачатки божественной искры. И хотя её легко погасить, подвергшись влиянию извне, тоненький голос внутри будет неустанно звать человека к Богу.
«Воскресение» напоминает нам о том, что никогда не поздно духовно воскреснуть, отыскать в себе Бога и переключиться со своего «я» на нечто более глобальное. В конце концов, только повсеместная любовь к людям и искренняя помощь нуждающимся способна наполнить жизнь глубинным смыслом. Эпоха гиперпотребления учит нас жить для себя, Толстой предлагает жить для других. Ключ, конечно же, в Бога. Без него человек к таким высотам, как правило, не стремится, замыкаясь на узкоколейном мышлении, закольцованном вокруг своих потребностей (в лучшем случае, потребностей своей семьи).
«Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом».
4318