Рецензия на книгу
Философский камень
Маргерит Юрсенар
Аноним22 января 2014 г.До последней прочитанной страницы я всё гадал имя автора: более всего подходило Луи, по подобию с Буссенаром. Очередное в этом месяце литературное удивление меня постигло, когда в гугль картинках на запрос "Юрсенар" я узрел женский портрет с прекрасным именем Маргерит под ним. Все мои подозрения и терзания тотчас же нашли благотворную почву дискриминации по половому признаку) О чём это я?
Роман вышел весьма кашеобразный: уйма неоконченных, недоработанных сюжетных линий, порождающих грубые обтесанные образы (например, совершенно непоследовательная Марта), масса совершенно ненужных имён и персонажей, создающих очень сильный информационный шум и отвлекающих от основной канвы, еще большая путаница в идеях, теориях и философских школах.
Смешались в кучу: кони, люди.
На фоне этого глитчевого бекграунда вырисовывается Зенон, точнее множество каких то бессвязных обрывков из его жизни, обрамленных весьма детальным описанием последних дней (непоследовательность стиля). Доминирующая идея достаточно ясна: несмотря на тотальность разочарования в мире-бытии-людях и себе, этот странствующий философ-медик своей весьма Фаустовской жизнью (это имя основательно режет глаза своим появлением, также как и 1941 год, хотя я не отношу это к недостаткам), свершает великое алхимическое делание, и, по сути, проживает жизнь так, как прожить её должно. От чего, однако, веселей не становится, поскольку никаких иных особо глубоких или любопытных идей в книге нет.
Бедствия мира, религиозный бред, тотальность абсурда и невинные мученники - достаточно беспроигрышный тренд еще со времён Вольтера (который явно выигрывает в сравнении с последователями). Однако, глубины анализа, какой то трансцендентной аналитики происходящего я совершенно не нашел (кроме вялых намёков на мистику первичной алхимической субстанции, из которой и рождались духовные побуждения Зенона). С позиций философских и образовательных (а роман мог бы послужить и таким целям) снова провал - анабаптисты сливаются с кальвинистами, лютеранами и евангелистами без каких-либо объяснений и размежеваний, и уж тем более аналитики мотивов людей (вся мощь этики протестантизма пролетает мимо). Выходит, это книга для подготовленного человека, но будет ли интересно читать историку скверную попытку историзации?
Отдельно отмечу, что некоторые части сюжета откровенно притянуты за уши: совершенно неясно, почему в достаточно мрачную, полную ересей и воинственную эпоху о каком-то Зеноне твердит едва ли не вся Европа, и каждый второй вскрывает его подлинное лицо, чуть взглянув на него.
Остросюжетным роман назвать нельзя, события предсказуемы на 20 страниц вперёд, всё уныло устремляется к смерти, и вялые попытки оправдать все происходящие страдания каким то полурелигиозным алхимическим спасением выглядят весьма сомнительно. Зенон умирает в разочаровании и от разочарования, что весьма сближает моё с ним мировосприятие. Мрак и тьма охватывает неподготовленного читателя.
Будучи по натуре декадентом, я в многотысячный раз получил подтверждение всей безвыходности и ужаса происходящего. Реализовано оно в этот раз достаточно грубо, но не без неких отличительных достаточно милых цитат-моментов, как, например отличный ответ туполобой технократии:
И сказать правду, когда я был в Алжире, когда видел зверскую жестокость турок или наблюдал безумства и чудовищные злодеяния, свирепствующие повсюду в наших христианских королевствах, я иногда говорил себе, что лечить, учить, обогащать род человеческий и снабжать его орудиями — быть может, не самое разумное во вселенском хаосе и что какой-нибудь Фаэтон в один прекрасный день не по несчастной случайности, а вполне обдуманно подожжет Землю. Кто знает, не вылетит ли в конце концов из наших перегонных кубов какая-нибудь комета? Когда я вижу, к чему приводят наши умозаключения, меня меньше удивляет, брат Анри, что нас сжигают на кострах.
В целом я бы рекомендовал роман для первокурсников философов, как вступительное размышление над некоторыми вопросами. По окончанию вдумчивого чтения при особом желании таковых можно выловить множество: типично схоластические (отличие безграничного и бесконечного), религиозные (всемогущество бога), религоведческие (катарское понимание зла, секты, алхимия), этические (справедливость и суд, этика войны) и мн. другие. Лично я пополнил свою копилку выражением "юрсенаровский Зенон", которое будет придавать явного весу в каких-нибудь очередных бессмысленных словопрениях.
А роман оценю в 5 из 12.11375