Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шантарам

Грегори Дэвид Робертс

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2014 г.

    «Вы согласитесь: грязен и жесток,
    Но уж совсем не сказочен Восток.»

    Владимир Домрин, «Призрак»

    Нередко первое впечатление от книги рождается от её названия. «Шантарам»! Это название показалось мне несуразным и неблагозвучным, похожим на какое-то междометие или звукоподражание. Тарарам! Шарах! Бабах! Вспомнил даже Вознесенского: «А пока пляшите, пьяны в дым! Шагадам, магадам, скрымтымным!» Само по себе это название вызвало у меня неприязнь. И к книге я поначалу отнесся неприязненно. Не люблю читать о преступниках, о заключенных, о трущобах…
    Впрочем, это впечатление оказалось обманчивым. С первых глав и с первых страниц возникает яркая и объемная картина чужого мира, в котором очутился герой-рассказчик. Картина живая, движущаяся, шумящая, дышащая нестерпимым тропическим жаром. География и энтография привлекали меня с раннего детства, и я прочёл о дальних странах много разных книг. Но я не помню ни одной, которая создавала бы в голове настолько детальную «виртуальную реальность». Рядом с «Шантарамом» другие книги, фильмы, картины и фотографии блекнут.
    Индия… Какие образы рисует нам воображение? Нам она представляется яркой и залитой солнцем, пёстрой страной, полной огромных цветов и цветастых птиц. Слоны и тигры в джунглях, причудливые храмы, странная чарующая музыка, ароматы неведомых пряностей. Веселый и романтический народ, поющий и танцующий даже в горе… Это – мир индийских фильмов, мир «Маугли» и «Рикки-Тикки-Тави».
    Но герой повести, спасающийся от правосудия, попал в совершенно иной мир. Шумный и перенаселенный Бомбей, где большая часть жителей – бездомные. Трущобные поселения и лагеря рабочих в недостроенных небоскрёбах. Бесчисленные грязные закоулки, где процветают все мыслимые преступные промыслы. Грязь, болезни и нищета. Жестокость, ставшая обыденностью.
    Обратного пути же – нет. Семья, собственность, родина, даже настоящее имя героя – всё осталось в прошлом.
    Но безымянный человек всё же находит свое место в этом шумном запутанном мире. Он обнаруживает, что индийские преступники не чужды благородства (пусть и своеобразного) и что жители трущоб образуют крепкие коллективы, основанные на взаимоуважении. Что среди убожества и грязи существуют и искренняя дружба, и бескорыстная любовь, редко встречающиеся в чистом цивилизованном мире.
    События в Бомбее то и дело перемежаются с воспоминаниями героя, и – о чудо! – в его личности обнаруживается тот же самый симбиоз жестокости и искренности. Беглый заключенный, бывший наркоман и грабитель, неожиданно оказывается чувствительным человеком с живым умом. Больше всего он желает забыть своё страшное прошлое, расстаться с мучительными воспоминаниями – и в Бомбее он обретает новую жизнь, новых друзей и новое имя.
    «Шантарам» - это повесть о неоправдавшихся ожиданиях, о желаниях, сбывающихся самым неожиданным образом и покаянии, обретаемом в самых неожиданных местах.

    5
    90