Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой дневник

Дорис Лессинг

  • Аватар пользователя
    Аноним21 января 2014 г.

    К середине книги мне стало казаться, что этот роман длится уже всегда. Я уже не представляла, что я когда-то жила, не читая этого романа. Уж очень длинный. И дополнительная вишенка романа: он абсолютно безумный и его построение не подчиняется никаким принципам литературы. Плюс топорный язык, как будто говорят немцы. Просто было какое-то мучение. Зато потом произошёл какой-то катарсис. Снизошло озарение, роман сразу принял нужную форму и пошёл как по маслу. Всё дело в том, что Лессинг только делает вид, что подчиняется законам литературы (которые придумали мужчины). На самом деле, то, что она пишет, - это не роман, а что-то чисто женское. Форма не имеет значения. Лессинг подсоединяется напрямую к женской струне и поёт на ней женскую песнь, песнь богини, которая завалялась внутри каждой женщины, как бы банально это ни звучало. Возможно, это делает не только Лессинг, но и другие женщины-писательницы. Именно поэтому раньше мне не нравились женщины-писательницы. Сейчас мне кажется, я всё поняла. Это были проблемы восприятия. Я ожидала того самого, что обычно пишут мужчины. Женщинам этого не надо. Они только делают вид, что делают то же самое. Но это как уступка, ибо в природе женщины идти на компромиссы с мужчинами ("проще дать, чем объяснить, почему нет").
    Поначалу несколько бесили события в Машопи. Стайка детей-переростков. Двадцатилетние лбы, а ведут себя как дети в пионерлагере. Потом бесили отношения Анны-Эллы с Майклом-Полом. Это такая постыдная интрижка, что на самом деле не стоила того, чтобы о ней писать. Больше всего взбесила фраза Пола "Ты же мне не жена". Можно было бы хоть как-то мириться со свободными персонажами - он не хочет на ней жениться, потому что они оба птицы свободного полёта. Но вот эти вот трусливые моральные уродцы, которые не могут жить с женой, но не в состоянии по-честному уйти, более того, пользуются своими любовницами как наложницами. Убила бы. Но это такие вехи, через которые проходят многие женщины, но пройдя через это, получив опыт и став чуточку мудрее, становится стыдно за себя прошлую и глупую. Но не Анне-Элле. Или Дорис. На каком-то этапе даже это перестало раздражать. Может, кто-то через это ещё не прошёл. Может, завалялись женщины в русских селеньях, которым надо бы прочитать и увидеть себя со стороны, что не надо жить ради мужчины и отдавать себя частями этим ненасытным вампирам-младенцам. Хотя на самом деле сомнительно, что подобные женщины в состоянии дочитать эту писанину. А те, кто в состоянии, скорее всего имеют достаточный интеллект и самоуважение, чтобы уже пройти через это. Замкнутый круг.
    Один момент, который я для себя раскрыла во время чтения этой книги - то, что женщина всегда женственна. Даже я. Я не особо слежу за собой, не ношу юбки и не люблю детей, но проанализировав все те же самые моменты своей жизни и точно такие же отношения с мужчинами, как у Анны (правда, у меня их было в разы меньше), я теперь понимаю, что моя женственность всегда была со мной. Более того, именно она была нужна как исцеляющее средство некоторым, и я этим средством что-то вылечила как минимум в одном человеке. Может, не до конца, разные симптомы ещё, возможно, до сих пор преследуют этого человека. Но всё же я, обернувшись назад, вижу, что женщина во мне, о которой я вообще не имела понятия, сделала всё правильно, принесла жертву и она была не напрасна. Это совершенно удивительный момент, когда книга помогает что-то понять о себе. Но эта книга способна дать даже большее. Мне кажется, я уже никогда не буду прежней, слишком многое мы с книгой пережили, слишком много мудрости, слишком много опыта. И кроме того, я теперь поняла предыдущую прочитанную книгу Лессинг - "Расщелину". Там было ничего не понятно, надо было читать её только после этой книги. Здесь гораздо больше всего объясняется, намного больше слоёв в луковке. "Расщелина" - как развитие одной из побочных мыслишек из этой книги, изначально проговорённой в диалоге Пола и Элла - что если мужчины не нужны в производстве детей, какова тогда роль мужчины. Мужчина бы никогда о таком и думать бы не стал. Но женские романы все об одном - о женственности, принадлежности мужчине (или яром отрицании этого) и, конечно, о детях.

    14
    113