Рецензия на книгу
De profundis. Тюремная исповедь
Оскар Уайльд
Аноним1 марта 2023 г.Наблюдение за духовным перерождением Оскара Уайльда
Произведение Оскара Уайльда настолько многогранно и всеобъемлюще, что даже мысль о попытке его описать ужасает и будоражит.
В оригинале произведение называется "De profundis" что в переводе с латинского языка означает "Из глубин". Название, данное Оскаром Уайльдом своему произведению, идеально подходит его содержанию, в котором писатель излагает мысли и чувства, переполняющие его во время тюремного заключения. Первые годы, проведенные в тюрьме, Уайльд не имел права писать. За это время он успел многое обдумать и переосмыслить. В последний год заключения Уайльд получил право писать. Он излил на бумагу свои чувства и мысли, обуревавшие его во время пребывания в тюрьме. Именно они стали его тюремной исповедью.
Я думаю условно произведение можно поделить на две части. В первой всё повествование сосредоточенно на четырех годах, предшествующих написанию данного произведения. А во второй автор размышляет над тем, как тюремное заключение и события, ему предшествующие повлияли, на его мнение о жизни и вечных ценностях.
Лорд Альфред Дуглас, более известный нам как Бози, хотя его имя не вторгается в эту горестную исповедь. Человек, изменивший всё. Человек, который своим эгоизмом и ненавистью перевернул жизнь английской интеллигенции второй половины девятнадцатого века.
На первый взгляд милый молодой человек: очень привлекателен, происходит из знатного и богатого рода. На момент встречи с великим классиком Бози - студент Оксфорда и душа компании. Кто бы мог подумать, что этот красавец так прогнил душой. Внутри у него лишь гниющая плоть, отравленная ненавистью: "... Ненависть, с точки зрения разума, есть вечное отрицание. А с точки зрения чувств - это один из видов атрофии, умерщвляющей всё, кроме себя самой". Этот юноша врывается в жизнь Уайльда, как ураган, сметая всё на своём пути. Последующие два года он не отойдет от писателя дольше, чем на пару месяцев. Всегда рядом, всегда готов пользоваться влиянием и тратить деньги своего друга. Бози будет отправлять жизнь Оскара Уайльда, пока его действия, наконец, не приведут писатель в тюрьму, лишая последнего всего, что он имел и чем так сильно дорожил.
В своей исповеди Уайльд вспоминает их знакомство и годы дружбы. Он размышляет над проблемой ненависти, что острыми когтями вцепилась в адресата этого письма. Ненависть - главный разрушитель нашей жизни. Из-за неё гниёт душа и притупляется разум. Молодой человек, полный жизни и возможностей, сосредотачивает всего себя лишь на ненависти и желании отомстить собственному отцу. Возможно, ненависть оправдана, ведь молодой человек считает, что таким образом воздаст по заслугам негодяю, что заставил страдать его, его мать и всю его семью. Но его роковой ошибкой стало превознесение жажды мести надо всеми остальными чувствами. Он забыл, как получить радость от жизни, забыл о прелестях дружбы и любви, отринул всё прекрасное в этом мире. И ненависть, как благосклонный господин, не оставила своего слугу с пустыми руками. Она наградила его. И даром этим была поверхностность. Это было ожидаемо, ведь ненависть поглощает всё на своём пути. Уайльд утверждает, что отсутствие воображения — это главный порок человека. Я считаю, что отсутствие воображения у адресата проистекало из поверхностности, которая в свою очередь, проистекала из эгоизма и нарциссизма. Молодого человека интересовал лишь он сам и его ненависть. Отсутствие интереса к другим людям или чему-либо происходящему в мире, делает человека поверхностным. Ведь мы есть то, чем мы интересуемся. В то время как круг твоих интересов — это лишь ты сам со временем ты поглотишь сам себя и не останется ничего. В этом юноше осталась лишь ненависть и пустота его интересов и его взглядов.
Отношение и даже знакомство с такими людьми губительно. Оскару Уайльду пришлось познать эту истину на своей шкуре. Мало того, что это отношения в конце концов посадили писателя на скамью подсудимых, так ещё и перекрыли его дар к искусству. В своём письме автор упоминает, что вовремя визитов юноши он совершенно не мог писать. Его Искусство не могло вынести нахождение вблизи с человеком, наполненным ненавистью. Искусство — это тяга человека к познанию мира и самого себя, в то время как ненависть — это лишь тяга к саморазрушению. Эти две полярные противоположности не могли соседствовать даже в одном доме, и дару великого классика приходилась прятаться от запаха гниющей души.
Лишь когда молодой человек уходил, писатель мог вновь браться за самое дорогое, что есть в его жизни - его творчество. Автор упоминает: "Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это". Оскар Уайльд был одним из немногих классиков, заслуживших признание при жизни(?). Его постановки ставились в театрах и собирали толпы, а книги обсуждались в газетах. Он был на слуху не только как писатель, но и как главный денди своего поколения. Его творчеством восхищались. И эта слава сыграла против него.
Нельзя обрести славу, не возымев при этом врагов. Все они наслаждались длительным судебным процессом, который окончился не в пользу Уайльда. И, возможно, будь он человеком не таким знаменитым, это дело не вызвало бы такой шумихи. Но газеты и слухи не позволяли этому случаю кануть в лету. Дворянин, живой классик, законодатель мод, внезапно стал презираем обществом, которое его превозносило. "... И порой мне кажется, - что я доказал, - если это нужно доказывать, - что между почестями и бесчестием всего один шаг, если не меньше."
Общество отвернулось от своего члена, ранее бывшего его гордостью. Теперь он лишь позорный случай на страницах газет и комбинация номеров в переписи заключённых. Но Уайльд не отказался от наказания он лишь попросил, чтобы общество тоже понесло, в свою очередь, наказание за всё плохое что причинило классику: "Я со своей стороны требую одного: если я осознаю всё, что выстрадал, Общество тоже должно осознать зло, которое оно мне причинило: чтобы не с той, ни с другой стороны не осталось ни обиды, не ненависти"Многие советовали писателю во время заключения забыть кто он, а по выходу забыть то время, что он провел в стенах тюрьмы. Отринув этот совет, Оскар проводил всё время в размышлениях. Он пишет: "Отбросить то, что ты пережил, - значит положить конец своему собственному совершенствованию". Во время этих медленно тянущихся дней Уайльд приходит к выводу, что смирение есть начало новой жизни:" Смирение самая странная вещь на свете. От него нельзя избавиться, и из чужих рук его не получишь. Чтобы его приобрести, нужно потерять всё до последнего. Только когда ты лишён всего на свете, ты чувствуешь, что оно сделалось твоим достоянием." Автор посредством смирения заново постигает жизнь. Он считает, что для начала он должен простить адресата, а после заново научится быть счастливым.
Но Оскар Уайльд ищет счастье не в деньгах, славе, признание или очищение своего имени. Нет. Теперь счастье для него — это возможность творить, постигать чужое творчество и окружать себя людьми, по истине ему дорогими и интеллектуально интересными. Заточение в тюрьме позволило ему заново взглянуть на жизнь и сделать переоценку ценностей. Ведь и в самом деле, что может сделать душу человека счастливее, чем возможность творить, смотреть на творения и восторгаться ими в компании людей, тебя знающих и понимающих.
В таком небольшом произведении, как тюремная исповедь, поднято поистине большое количество проблем. За 230 странице мы наблюдаем за духовным перерождением великого писателя, который проводит нас через джунгли своих мыслей, рассказывая о думах, которые терзают его разум и душу. В итоге этих размышлений Оскар Уайльд приходит к выводу, что счастье можно найти в людях, тебя любящих и понимающих, а также в возможности творить.
"Да кто же не был бы счастлив, владея свободой, книгами, цветами и луной?"7317