Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мистические фрагменты

Жерар де Нерваль

  • Аватар пользователя
    Аноним20 января 2014 г.
    Сон — это вторая жизнь. Я никогда не мог без трепета пройти сквозь эти врата из слоновой кости или рога, которые отделяют нас от невидимого мира. Первые минуты сна — это образ смерти; смутная оцепенелость охватывает наши мысли, и мы не можем точно определить минуту, когда наше я, уже в другой форме, продолжает дело существования. Мрачное подземелье мало-помалу освещается, и из тени и ночи выступают бледные, неподвижные существа, обитающие в загробных пределах. Затем картина проясняется, загорается новый свет и заставляет двигаться эти причудливые видения: нам открывается мир духов.


    Так начинается повесть «Аврелия»: она закрывает прозаическую часть сборника и своим вступлением легко может подвести под ней черту. Вот они, тексты Нерваля в миниатюре: пространство, наполненное образами смерти, ввергающее в оцепенение; оно мало-помалу освещается, и из тени...
    Летопись одной одержимости, зафиксированная в повестях, статьях и заметках, отрывочных впечатлениях, зарисовках с размытыми границами, без четкого начала и конца. Как сон.

    Сон — это вторая жизнь, пишет Нерваль, и населяет своими двойниками пространство текста, проживает вторую жизнь на исписанных страницах. Это только фрагменты, мистические фрагменты: оборванные на полуслове, недосказанные, незавершенные; вырванные из некоего так и не созданного — так и не собранного — целого.

    Регрессия, восстание, блуждание — такую формулу нервалевских текстов предлагает вступительная статья. Желание вернуться в материнское лоно, чтобы не только обрести взгляд младенца, но и воссоединиться с молодым миром, миром прежних богов, миром до грехопадения. Жажда во что бы то ни стало отыскать ответ на предельный вопрос. Жизнь во власти причудливых видений, лишенных простого, разумного и логичного обоснования; поиски ответа в царстве неясных, мглистых форм.

    Если сложить истории, собранные под этой обложкой, в единую картину, получится одно большое, цельное произведение.
    «Хроники безумия Жерара де Нерваля, записанные им самим».

    11
    158