Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Аноним20 января 2014 г.В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!..
Мои отношения с Достоевским сродни роману под названием "Гордость и предубеждение".
С его стороны - гордость классика русской литературы, с моей - "гордость" оттого, что я ж такая современная, иностранные авторы мне интереснее, я их в оригинале читаю, чем тут меня удивишь? Это, признаюсь, стыдно, но ладно.
Но вот кто мне скажет, почему до этого я относилась к Достоевскому с предубеждением?
Дескать, "да, слышали", "да, классик", но не "моё".
А вот нет - моё! Тем то, наверно, и выделяется Великий Писатель среди множества других, что его книги - они для всех, для каждого, они настолько многогранны и бесконечно глубоки, настолько полны идей, смыслов, мыслей, сюжетов и проявлений настоящей жизни, что диву даешься!Лучшая книга не та, которая даёт ответы, а та, которая заставляет думать. В этом Достоевский мастер. Он даёт холст, канву, сюжет, а читателю предоставляет возможность создать собственную картину. Как в жизни - разве можно однозначно оценить поступки и чувства других людей, да порой и свои собственные? Можно ли дать себе отчёт в побуждениях и порывах души? Есть ли предел искренности? Где находится черта, за которой начинается безумие?
Князь Мышкин, тот самый "идиот", в романе становится как бы призмой, чрез которую преломляются жизни всех остальных героев. Чокнутый с первого взгляда, наивный и глупый со второго, с третьего он предстает Человеком с большой буквы, честным, открытым и правдивым. И он сам, и все окружающие признают его белой вороной, но своим непопаданием в "норму", своим нонконформизмом он дает почувствовать контраст между черным и белым, между добром и злом, между честностью и обманом, между эгоизмом и заботой, между умом и глупостью, между показным и истинным.
Нечего смущаться и тем, что мы смешны, не правда ли? Ведь это действительно так, мы смешны, легкомысленны, с дурными привычками, скучаем, глядеть не умеем, понимать не умеем, мы ведь все таковы, все, и вы, и я, и они!
В романе мысли и чувства героев всегда как бы на пределе, они метафоричны, гиперболизированны, они мчатся, бушуют, взрываются, расплёскиваются... Интриговать, так по-крупному. Верить, так до всепрощения. Любить, так до самозабвения. Сойти с ума, так безвозвратно. Возможно, в привычной мне жизни всё намного спокойнее, не так экстремально чувствительно и откровенно, нет таких бурь страстей и нет бесконечного самокопания, но и сам Достоевский замечает:
Писатели в своих романах и повестях большею частию стараются брать типы общества и представлять их образно и художественно, - типы, чрезвычайно редко встречающиеся в действительности целиком, и которые тем не менее почти действительнее самой действительности.
О да! Они настоящие, живые! Князь Лев Мышкин, Рогожин, Епанчины, Настасья Филипповна, Лебедев, Иволгины, Птицыны и все все остальные. Они мне снились, они разговаривали со мной, они радовались и рассуждали, они исповедовались и просили прощения, они сумасбродили и лгали, они страдали, страдали, страдали...У меня ощущение, что я ещё столько не поняла, не прочувствовала и не обдумала.
Но советую читать всем, каждому и по нескольку раз.
А хэппи-энда не ждите.P.S. Прочитав последнюю строчку, я некоторое время сидела в ступоре. На вопрос мужа, всё ли со мной в порядке, смогла ответить только, что "Наверное, если б я курила, то сейчас сигаретка была бы не лишней..."
1255