Рецензия на книгу
1794
Niklas Natt och Dag
nastena031021 февраля 2023 г.Ад на земле и люди его так охотно друг для друга создающие.
Сатана всегда рядом… истина проста и очевидна. Чему удивляться? Мир, в котором мы живем, и есть истинный ад. Адский огнь, который мы сами зажгли и неустанно раздуваем ложью и дикой, отвратительной пляской неуемного тщеславия. И что за разница? Тумас всего лишь разыграл передо мной шараду, но и сам дьявол на его месте не выразился бы лучше. «Вот же я! Среди людей»… И зачем нам какой-то дьявол, когда есть мы? Мы и есть истинные дьяволы — друг для друга.Когда-то первую часть этого цикла я приметила ещё в новинках и прям таки загорелась, как со временем выяснилось, и не зря. Но продолжения я абсолютно не ожидала, так как изначально никаких разговоров о цикле не было, да и история получилась полностью завершённой. Как выяснилось из послесловия автора, он собственно тоже изначально ни о чём не догадывался, но мировой успех и друзья (в частности другой известный писатель и его соотечественник Фредерик Бакман) убедили его, что стоит историю развить дальше, ведь потенциал есть. И хотя второй части я поставила оценку на полбалла ниже чем первой, могу сказать, что автор не зря поддался на уговоры и искушение, прочиталось снова влёт и с удовольствием, несмотря на горький привкус, который чувствовался на протяжении всего повествования, но как бы тут и заявлен скандинавский нуар, а значит ждите тонны стекла, уныния и разочарования в людях.
Единственное, сразу бы хотелось отметить, что несмотря на заманушную аннотацию, которую я прочла уже опосля, к детективу данная книга имеет ещё меньше отношения, чем первая часть, та хотя бы пыталась, её детективная часть шла просто фоном, здесь же я даже в тэгах детектив не стала указывать. Да, есть убийство, да, есть расследование, но мы изначально знаем кто виновник, да и почему не особо сложно догадаться, плюс сами главные герои тоже довольно быстро находят преступника, благо тот особо и не таился. Тут загвоздка совершенно в другом, призывать его к ответу абсолютно бесполезно, высокомерный садист-извращенец к сожалению оказался кем угодно, но не наивным дураком и прикрыл свой зад основательно, заручившись поддержкой высокопоставленных лиц государства. А мы знаем, что и по сей день, люди перед законом, конечно, равны, но одни равнее других, чем больше у человека денег и власти, тем менее он наказуем за любые свои деяния, как это ни страшно и ни печально и ни несправедливо.
Изначально я была удивлена сменой как главного героя, так и локации. В первой части книги (а она разбита на четыре по количеству времён года) свою историю нам рассказывает молодой человек по имени Эрик (как впоследствии оказалось, ооочень молодой, по сути несовершеннолетний мальчишка). Он был младшим сыном древнего, довольно богатого, но не сильно знатного или влиятельного шведского рода, нелюбимый и ненужный он нашёл своё счастье с дочкой арендатора, но подобный мезальянс его отец допустить не мог, а потому отправил своего ребёнка набираться ума разума в единственную островную шведскую колонию того времени Сен-Бартелеми. Вместе с ним отправился и его двоюродный брат, лишь годом старше, оба мальчика пришли в ужас, когда увидели творящееся на острове, он процветал исключительно за счёт работорговли, а место, где люди становятся либо живым товаром без каких-либо прав, либо же потерявшими моральный облик чудовищами, причастными к этому процессу, иначе как адом на земле не назовёшь.
Судьба Эрика же по итогу сложилась чуть ли не страшнее чем у тех чернокожих, которым он с ужасом сочувствовал, хотя по сути ему элементарно не повезло повстречать на своём жизненном пути человека, которого кроме как монстром в овечьей шкуре (когда ему надо) не назовёшь, отсутствие какого-либо опыта у домашнего провинциального мальчика и взрослого человека рядом, который мог бы за ним присмотреть привело к кровавой трагедии, ну а мотив на самом деле также прост, как и вечен - деньги. Да, антагонист здесь ужасен, я бы даже сказала инфернален, садист, извращенец, получающий удовольствие как моральное так и физическое только за счёт страданий других, у него там и своя извращённая философия есть, но всё же мотивы его по сути просты и понятны. В противостояние с ним в итоге вступает наш старый знакомый Жан Мишель Кардель, однорукий пальт (рядовой полицейский) с покалеченными войной телом и душой, и младший брат его прежнего напарника Эмиль Винге, у которого проблемы с психикой и алкоголем.
Но на удивление их рабочий дуэт оказался очень даже действенным, проблема, как я говорила выше, была не в обнаружении преступника, а в невозможности призвать его к ответу. И в отличие от первой части цикла, хоть здесь и есть кульминация, по сути промежуточного итога нет, все линии получат своё завершение лишь в финальной книге, которую я не хватаюсь читать сразу же лишь потому что нужно сначала эту часть прикупить и дособирать уже всю трилогию на своих полочках. Из минусов могу отметить лишь то самое несоответствие заявленному жанру, но это скорее претензия к маркетологам, и линию Анны я бы убрала вообще, потому что я не вижу чтобы она что-то существенное давала сюжету кроме ещё одной бочки стекла. Мне понравилась как завершилась её история в первой части, логично и хоть с каким-то намёком на умеренный хэппи энд, понимаю желание автора вернуться к уже полюбившимся и к тому же хорошо прописанным героям, но я бы предпочла чтобы её оставили в покое и, если уж так надо, лучше бы ввели в повествование новых действующих лиц. Но это на самом деле очень незначительные придирки, несмотря на отсутствие загадки и всю жуть происходящую на её страницах читается книга просто взахлёб.
Зачем? — Собственный голос напомнил Винге хруст ломаемой доски.
Сетону вопрос, вероятно, показался странным. Он опять пожал плечами.
— Как и у любого живого существа… поступки продиктованы природой. Что еще делать осе со своим жалом, если не жалить? А разве вы исключение из этого правила?
— Ты ненормальный, черт бы тебя подрал… Что с тобой не так?
Моя рецензия на первую часть:
"1793"77677