Рецензия на книгу
В двух книгах. Книга 2. Групповой портрет с дамой
Генрих Бёлль
smailing14 января 2014 г.Ох, тяжело началась моя "Долгая прогулка", очень тяжело.
Впервые в жизни пришлось самой себе систему поощрений придумывать за чтение! 10 страниц - кофе, 50 - посуду помыть (да, на фоне такого чтения даже посуда казалась приятной алтернативой), ну а как последняя страница будет перевернута - можно будет испечь печеньки :))) Сразу оговорюсь - я не считаю книгу "плохой" или "тяжелой".Она не плохая, это просто очень сильно "не мой" стиль изложения. 500 с лишним электронных страниц сплошного монолога - свыше моих возможностей ))) А по сути весь "Портрет" - монолог. Причем очень детальный, иногда до абсурда детальный, монолог-исследование одного объекта (персонажа) другим объектом (автором). И не только самого персонажа, но и всех людей, вещей, мест, зданий, продуктов, книг, мелодий, видов деятельности и т.д., которые играли в жизни персонажа хоть сколько-нибудь значимую роль. А за обычную жизнь обычного человека список таких "сопутствующих явлений" может сделаться практически бесконечным. Плюс еще один фактор... у нас с Бёллем явно разные понятия о значимости явлений/событий/людей. Мне в 90% случаев все равно, какие у человека физиолого-метрические параметры, какие гастрономические пристрастия, предпочтения в плане передвижения по городу, взгляды на абстрактные понятия и идеи. И уж тем более мне достаточно сказать, что плетение погребальных венков - не настолько уж и легкое дело, как может показаться. Я поверю, честно. Я не следователь, не прокурор.
В случае, если у «кого-то» возникает ошибочное мнение, будто искусство плетения венков является занятием несерьезным, этому «кому-то» надо дать решительный отпор уже хотя бы ради Лени. Учтем, что виды венков бывают чрезвычайно разнообразными и что во всех видах должны соблюдаться определенные пропорции, что существуют различные формы венков и различная технология для их конструирования, наконец, что выбор тех или иных декоративных растений зависит от той или иной конфигурации венка. Прибавим к этому, что для основания венка применяется девять различных видов зелени, для окончательной отделки – двадцать четыре вида, для втыкания отдельных пучков – сорок два вида, для насадки тех же пучков или букетиков (и та и другая техника носит название «техники вплетения») – восемь видов, а для так называемого римского (выпуклого) плетения – двадцать девять. Таким образом, общее количество растений, употребляемых для венков, насчитывает сто двенадцать названий, эти названия, в свою очередь, надо разделить на пять категорий в зависимости от их применения. Итак, мы имеем пять категорий растений и сложнейшую систему конструирования венков. Но даже если мы будем твердо знать, какие растения надо употреблять для основания венка, какие для второго ряда, какие втыкать пучками (эти растения можно опять-таки либо вплетать с помощью шпагата, либо насаживать с помощью специальных булавок), если мы будем знать, какие растения употребляют для так называемых римских венков, – даже в этом случае не надо забывать одно золотое правило: всему свое время и место.
Пусть человек, который пренебрежительно относится к плетению венков, считая это дело чуть ли не пустячным, скажет нам, когда следует вплетать ель обыкновенную в основание венка, а когда во второй ряд, где и когда надо пользоваться туей, исландским мхом, яглицей, магонией или тсугой. Кто из этих людей знает, что зелень во всех случаях должна идти сплошняком и что само плетение должно быть при всех обстоятельствах безукоризненным?
Понятно, что это такой прием, понятно, какого эффекта хотел достичь автор, но мне этой "эффектности" было слишком много. За выдержками из энциклопедий, за цитатами из философов и личных писем, за пространными размышлениями о причудах генетики (которые уже можно и оспорить, коль на то пошло) и физиологии просто терялась нить повествования, если это вообще можно назвать повествованием, а не протоколом пополам с формой строгой отчетности."Канцелярщина" - второй компонент авторского стиля, который я плохо воспринимаю. Плохо воспринимаю вообще в жизни, все эти аббревиатуры, обозначения, казенные фразы и постоянные отсылки, сноски и примечания к замечаниям. Продиралась иногда через эту чащобу с огромным трудом.
Хотя сама история, рассказанная просто по-другому, наверняка бы мне понравилась. Честно-честно)) И даже основной прием - рассказ о жизни главной героини глазами людей, ее окружавших, на основании документов и прочих материальных свидетельств - мог бы придать биографии живость, осветить с неожиданной точки зрения. Вполне возможно, для одно-единственного субъективного читателя.Несколько раз встречала указания на "тяжесть" тем, поднятых в книге. Вот тут как раз нет, не было тяжело от сути описываемого. Все физиологические и натуралистические эпизоды (наверное, они могут вызывать обоснованные неприятные, даже резко негативные ощущения) для меня прошли спокойно - не зря я хотела стать патологоанатомом ))) Тяготы жизни в межвоенный и послевоенный период - ну так сколько книг уже прочитано, сколько фильмов посмотрено... Идеологически (патриотически, если угодно) тоже никаких конфликтов и внутренних противоречий не возникало. Да, война не бывает чистой, белой и пушистой ни для одной из замешанных сторон. И да, людям, которых бомбят, одинаково страшно по обе стороны от линии фронта (вот сейчас очень прошу не начинать холиваров!). Я читала историю не "самой немецкой девочки в школе", а просто историю женщины, которой довелось жить в очень непростое время в очень непростой части мира.
За "Групповой портрет с дамой" Бёлль получил Нобелевскую премию. Он - классик литературы. Коллега-немка подтвердила, что таки да, его произведения (в том числе и "Портрет") входят в обязательную школьную программу. Впрочем, она сразу оговорилась, что уже сейчас его считают иногда слишком "идеалогизированным", если не "эпатированным".
Однако было бы неправдой утверждать, что чтение сего произведения было лишено неожиданно приятных находок-цитат:
Тот факт, что понятие невинности в энциклопедии отсутствует, в высшей степени прискорбен: без энциклопедии этим понятием очень трудно оперировать. Что говорить, наука часто повергает нас в беду.
А образ компьютера размером с Баварию у меня, почти абсолютного визуала, еще долго не выветрится:
Совершенно очевидно, что где-то во вселенной вращается неизвестное небесное тело, еще не открытое нами, небесное тело, на котором установлен гигантский компьютер, наверное, величиной с Баварию, компьютер, беспрерывно определяющий человеческие судьбы; нам остается лишь терпеливо ждать, когда его откроют ученые.Чтобы не кривить душой, не буду ни советовать, ни отговаривать от чтения. Лучше попробуйте, как минимум не будет "как обычно".
10155