Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним12 января 2014 г.

    Приступая к прочтению романа “Возращение”, ты уже догадываешься, о чем пойдет повествование: окончание войны и демобилизация – возращении немногих выживших в безумной войне солдат на свою родину. Но только в процессе прочтения романа, ты понимаешь, что автор вложил несколько иной смысл в название романа. Это скорее, не физическое возвращение домой, а духовное возращение к старой жизни, которую молодые солдаты оставили дома, надев солдатские бушлаты и пойдя на фронт. Эта та довоенная, жизнерадостная и мечтательная жизнь мальчишек, воспоминания о которой давали им последние силы бороться дальше, когда уже не оставалось никакой надежды. Та жизнь, в которой они, будучи еще школьниками, не оглядывались в прошлое. Перед ними рисовалось только светлое и не обремененное будущее, полное приключений, поездок в разные страны, обсуждений прочитанных книг со своими товарищами. Та жизнь, в которой есть достойное место любви, доброте, справедливости, дружбе. К этой жизни они хотели вернуться, но многие так и не смогли. Возвратившись наконец-то домой, прошлые невзгоды, утраты, разочарования и трудности не остались позади, а наоборот дали о себе знать с новой силой:


    “Эх, на фронте куда проще было: жив – значит, все хорошо”


    Одним из центральных моментов книги, как мне кажется, был судебный процесс по делу Альберта. В котором сошлись три стороны. Власть в лице председателя суда и прокурора, которая развязала эту бессмысленную войну. Вернувшиеся с войны солдаты в лице подсудимого, которые не смогли понять новых устоев и порядков, привыкшие действовать, а не лукавить, манипулировать и лгать. И присяжные, что представляют народ, который остался в тылу, терпевший все тяжести военного времени, голод и разруху, но живя своей, невоенной жизнью. Народ, который любит своих солдат, потому что они не только солдаты, а братья, мужья и отцы, но не может их понять. Приговор не заставляет себя ждать:


    "Прокурору наконец удается вставить слово.
    – Это ужасное одичание… – задыхается он и кричит полицейскому, чтобы тот взял Вилли под стражу…
    – Одичание? А кто виноват в нем? Вы! На скамью подсудимых вас надо посадить, вы должны предстать перед нашим правосудием. Вашей войной вы превратили нас в дикарей! Бросьте же за решетку всех нас вместе! Это будет самое правильное. Скажите, что вы сделали для нас, когда мы вернулись с фронта? Ничего! Ровно ничего! Вы оспаривали друг у друга победы, закладывали памятники неизвестным воинам, говорили о героизме и уклонялись от ответственности! Нам вы должны были помочь! А вы что сделали? Вы бросили нас на произвол судьбы в самое трудное для нас время, когда мы, вернувшись, силились войти в жизнь!"


    В этом и проявляется глубокая антивоенная сущность романа. Глупость и самодурство одних, приводит к смерти миллионов невинных жертв. Война полностью лишена смысла, беспощадна и жестока, она не только убивает и калечит, она разрушает души выживших, которые уже никогда не вернуться к старой жизни, и не получив никакой помощи, смогут ли они начать новую?

    5
    34