Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Опавшая листва

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним16 февраля 2023 г.

    Так сложилось, что я прочитала "Сто лет одиночества" еще в старших классах школы. Эта проза меня заворожила, она была ни на что не похожа, казалась уникальной, полной тайных смыслов. Тогда меня многое из прочитанного поражало на эмоциональном уровне-- анализа таких книг никто не проводил.
    Теперь я знаю, конечно, что латиноамериканский роман-- это особый вид литературы, как правило, насыщенный магией, притчами и легендами. Дело в том, что эти земли многократно подвергались колонизации-- вначале мирных индейцев захватили инки, установившие жестокий режим с рабовладением, человеческими жертвоприношениями-- все решали жрецы; затем-- еще более жестокие испанцы ( в Бразилии-- португальцы, но это неважно); затем богатая часть населения притесняла бедных, да плюс еще навязанное США общество потребления...
    Одним словом, эти народы, как никто, пытались сохранить свою самоидентичность-- а значит, духи, фольклор, магия и проч. присутствуют почти в любой книге латиноамериканских авторов. Это-- наследие индейцев.
    "Прелая листва"-- и это название очень точное-- это самое первое произведение автора, еще до "Ста лет одиночества" ; но уже есть Макондо, есть полковник Аурелиано Буэндиа, есть и основная идея "Ста лет..." : богатый, с хорошими землями поселок претерпевает упадок и медленно беднеет и исчезает.
    "Опаль", или прелая листва появляется с приходом сюда банановой компании-- все земли уходят под банановые плантации-- на бананы бум-- сюда приходит город с электричеством, увеселениями, борделями, мошенниками-- это человеческие отбросы и всякая городская дрянь-- воры, проститутки, профессиональные попрошайки; а жители бездельничают, пьют и развращаются, живя на деньги от аренды земли под банановые плантации. У них теперь даже госпиталь есть-- и тропа к местному доктору зарастает на годы, и этого доктор им не простил.
    А банановая компания так же стремительно исчезает, истощив все земли, и забирает с собой все блага-- а обленившиеся жители остаются в нищете, с мусором, оставшимся от приезжих-- но восстанавливать земли никому неохота...
    Палая, гниющая, прелая листва, быстро превращающаяся в землю-- вот лейтмотив этой книги, а также прозы Маркеса и латиноамериканского романа в целом-- упадок и разложение.
    Нищий поселок и развращённые жители...
    Еще, на мой взгляд, бросается в глаза сходство прозы Маркеса с романами Фолкнера: притчевость, тягучесть, создание "своей", особой местности, населенной определенными людьми-- "Йокнапатофа" - "Макондо"... Печать тлена и упадка...
    И мало поселка, подвергшегося разложению и обнищанию-- здесь и удавленник, и его вид, и запахи, плюс жара, духота... Гниющая прелая осенняя листва...


    9
    308