Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Столпы Земли

Кен Фоллетт

  • Аватар пользователя
    Aedicula10 января 2014 г.

    Соглашусь с многими уже заметившими, что роман в самом деле монументальный. Он производит впечатление размахом своей грандиозности и насыщенностью содержания, но еще впечатляет своей "кинематографичностью". Не видела, но допускаю, что снятый по мотивам книги сериал, очень много выиграл. Потому что в книге очень ярко показаны сцены сражений, уделяется много внимания описанию внешности персонажей, которая является очень запоминающейся и характерной, местами даже весьма картонной, и буквально постоянно герои испытывают сильные эмоции и переживания, что очень оживляет действие.

    Роман "Столпы Земли" позиционирован как исторический роман, ведь он является своеобразной художественной реставрацией средневековой действительности Англии ХІІ в., но с оглядкой на обилие любовных терзаний героев и постельных сцен, роман можно охарактеризовать даже как исторический любовный роман. Так что при всей постоянно меняющейся политической обстановке и, возможно, отвлекающем, рассмотрении архитектурных составляющих собора, ведущей неизменно оставалась линия повседневной жизни самых разных жителей Средневековья.

    Исторически-политическая линия. В качестве небольшой предыстории к событиям в книге, нам рассказывается, что в 1123 году в кораблекрушении погибает единственный прямой наследник английского престола, что сулит в будущем жестокую борьбу за власть. И действительно, после смерти короля Генриха I, за трон сражаются племянник короля Стефан Блуаский и родная дочь Генриха, Мод. Теперь свою выгоду в этом соперничестве всячески стараются извлечь титулованное дворянство и церковь, интриги которых, не благоприятно отражаются на простых людях.
    Фоллет выбрал интересный момент в английской истории, превратив туманный факт в интригу романа, придав ей форму заговора - есть зачинщики-предатели, есть тайна, за которую казнили в самом начале нормандского менестреля.

    Культурная линия. Конечно, это именно та самая, так для многих утомительная, тема о Кингбриджском соборе. И могло бы показаться, что строительство собора тут во многом лишь цель, из-за которого рисковал приор Филип и повод освещения жизни простых средневековых ремесленников, таких как Том-строитель, но не совсем так.
    На самом деле на наших глазах освещается очень значимый рубеж в истории искусств, когда на смену романской архитектуре пришла готика. Готика зародилась в 1440х годах и первоначально прослеживается именно в строительстве соборов и церквей. Но появление готики, сыгравшее важную роль в истории искусств, было сильно мотивировано и религиозными, и политическими причинами, что Фоллет, надо отметить, не упустил из внимания и увязал в сюжете. И детальные архитектурные описания, споры героев по поводу технических деталей строительства и все подробности, связанные с собором и вроде бы не имеющие никакого влияния на развивающийся сюжет, тут были скорее как социальные, культурные, технические и экономические предпосылки к появлению универсально нового течения в искусстве, являющегося в своем роде, "детищем" своего времени.

    Социальная линия. Все эти дрязги, выяснения отношений, симпатий и антипатий, мне показались самым слабым местом в романе. В книге нет однозначных героев, в них сочетаются как и положительные, так и отрицательные качества, что могло бы предать реалистичность своим персонажам, но этого не происходит. Потому что их характеры однотипны, поступки бывают противоречащие приписываемым им качествам, и, кстати, эти приписанные автором качества не оправданы. Попробую привести пример:


    • Но я не могу уйти, когда ты поднимаешь каждого, кто способен сражаться, на защиту, - возразила Алина, и слова ее звучали разумно.


    И сразу проясню, что эти слова произносит беременная женщина с годовалым ребенком на руках, когда ей предлагают перед предстоящей битвой схоронится где-нибудь в лесу. В чем разумность это женщины, уверенной, что в своем состоянии она способна сражаться и ее помощь будет действительно очень существенна?

    Главные женские персонажи, Эллен и Алина, исполнены хуже всего. В книге упоминалось, что они в чем-то родственные души и этим можно объяснить их схожесть, но недостаток, на мой взгляд, не в этом. Я выше упоминала о кинематографичности романа, так вот, женские персонажи у феминисток никаких претензий вызывать не будут и многие их поступки сильно отдавали американскими фильмами. Возможно, таким образом автор подчеркивал самодостаточность и сильный характер своих героинь (хотя это выглядело как обычное базарное хамство и излишняя самоуверенность), но если автор и вправду претендовал на реализм, то никогда не поверю, что, например, и без этого находящаяся в опале церкви женщина могла безнаказанно помочиться на Библию на глазах нескольких десятков свидетелей, неоднократно накладывать ритуальные проклятия на людях и после этого, не часто, но все-таки не скрываясь захаживать в город. Поступки Алины я все же опущу, их дольше и больше перечислять, но ее логику (а точнее, ее отсутствие) можно тоже показательно увидеть в приведенной выше цитате.

    Последним недостатком были скрупулезные подробности половых актов, и хоть к постельным сценам всегда относилась нейтрально, но согласитесь, читать страницу за страницей, кто там кому и как сосок покрутил, куда лизнул, и далее и детальнее, очень утомляет. И так важны ли читателям эти интимные подробности?
    А переводчику отдельно большой и пламенный, потому что не столько мат, сколько внезапный современный слэнг очень сильно подпортил впечатление. Есть моменты, которыми непременно хочется поделиться, например:


    С растущим волнением Филип обдумывал, как лучше подкатить к Хамлеям.

    – Давай сматываться! – засуетился Ричард.

    В целом впечатления от книги остались хорошие, правда, чувствуется эмоциональная усталость, что при всем заинтересованном прочтении, я рада, что эта книга наконец-то закончилась. Такие книги, очень хороши тем, что наполняют вдохновением, показывают, как перед тем, чтобы достичь цели своей жизни, нельзя останавливаться перед трудностями, нельзя останавливаться на достигнутом и надо всегда бороться за свое счастье и верить. Возможно, результат покажет себя не сразу и ему понадобится много времени, очень много времени, но пусть, Книгсбриджский собор ведь тоже не сразу строился.

    32
    208