Рецензия на книгу
Thirteen Reasons Why
Jay Asher
Аноним14 февраля 2023 г.Список Ханны Бейкер
Первая причина - это ложь,
Кто прав, кто виноват не разберешь.Юноша получает посылку от неизвестного адресата, внутри семь магнитофонных кассет. Стоп, это что, винтаж, ретро? Нет, вполне себе современность и в книге оговаривается неуместность архаичного носителя информации, требующего для прослушивания аппаратуры, которой давно никто не пользуется. А впрочем, не так далеко мы ушли от времени магнитофонных пленок, и в кладовках, на чердаках, в гаражах у всех найдется магнитола, было бы ради чего возиться с этим.
В данном случае очевидно игра стоит свеч, и мальчик не швыряет кассеты в мусорное ведро, слушает, чтобы назавтра отправить следующему адресату из списка Ханны Бейкер, своей бывшей одноклассницы, которая на тринадцати сторонах этих кассет, оставив последнюю пустой, объясняет причины своего поступка, и какую роль сыграл в них каждый из адресатов. По сути это обвинительный вердикт, соединенный с исповедью: ты, такой-то поступил со мной так-то, вбив очередной гвоздь в мой эшафот, теперь послушай о том, какая ты дрянь,и другие мерзавцы пусть послушают о тебе, и ты о них узнаешь.
Что же, нашлись желающие добровольно подвергнуться моральной экзекуции? Ну, она оговаривает, что подстраховалась и если цепочка на каком-то из этапов прервется, содержание кассет станет достоянием общественности. В 2007, когда книга писалась, такого явления как подкасты еще не существовало, но технологии, позволяющие познакомить жителей маленького городка с интригующей историей, в которой замешаны дети многих горожан, вполне себе были. Потому, не хочешь стать жупелом своей малой родины, так уж стисни зубы и послушай горькую правду о себе, любимом.
Иногда мы даже не догадываемся, что от наших действий или слов зависят судьбы и жизни других.Джей Эшер, в прошлом школьный учитель, по году рождения (1975) относящийся скорее к поколению родителей, написал книгу "о и для" детей-снежинок зумеров с их трепетно культивируемой ранимостью, тщательно оберегаемым личным пространством, непринятием каких бы то ли было ограничений в по сути тепличных условиях жизни. Без необходимости с раннего подросткового возраста зарабатывать карманные деньги - прежде неотъемлемой части американского культурного кода. И дело даже не в получении из родительских рук того, за что прежде приходилось потрудиться, а в понимании иерархии, структуры, осознании своего места на начальном этапе карьеры, когда вливаешься в процесс, не умея ничего и постепенно овладеваешь навыками, завоевываешь авторитет, набиваешь мозоли на собственном эго, по сути, закаляясь для дальнейшей жизни.
Психологи считают, что ранний опыт столкновения с несправедливостью, даже травлей, делает человека более устойчивым к другим травмирующим аспектам взрослой жизни. У тебя уже был этот опыт и ты знаешь, как из него выходить, потрепанным, но живым. И жизнь на этом не кончается, а о большинстве неприятностей, которые казались когда-то концом света, спустя месяц и не вспомнишь. Совсем не то, когда живешь в башне из слоновой кости, которую подарил беспрецедентный в истории уровень благополучия большей части современных горожан, даже не принадлежащих к золотому миллиарду. Может быть поэтому у "13 причин почему" такой неимоверный рейтинг - под миллион оценивших на Гудридс и почти пять сотен рецензий на Либе, где полтора десятка для призеров литературных премий - очень хороший вариант.
На самом деле книжка вполне себе нормальная. О том, как нелепо и на пустом месте рушатся порой репутации и каким неожиданно пуританским может стать социум в отношении одного, вполне добропорядочного, человека, в то время как окружающим сходят с рук куда более серьезные проступки. О том, как трудно жить в состоянии зыбкой неуверенности, когда человек, в добром расположении к себе которого ты уверена, вдруг оказывается не то, что врагом, но переносит в реал правила сетевого общения: я с тобой, пока мне это удобно, а когда нужда в тебе отпала - барахтайся как хочешь в-одиночку. И так ведут себя практически все, не один какой-то персональный злодей. О культуре отмены, которая стирает человека.
Может быть секрет феноменального успеха книги как раз в этом, в узнаваемости паттернов, так удачно схваченных школьным учителем полтора десятилетия назад. Подростки смотрят на героев и узнают в них себя.
331,4K