Рецензия на книгу
Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought
Pascal Boyer
Аноним13 февраля 2023 г.Психология религиозности с точки зрения антрополога
Много попыток объяснить религию предпринималось человечеством за всё время своего существования. Данная книга посвящена психологии и когнитивному аспекту объяснения человеческой религиозности. Когда она оформилась в самостоятельный институт и почему она так влияет на нашу ментальность. Это не про эзотерику, где обосновывается атеизм и агностицизм как сознательный выбор человека. Рассматривание данной концепции через психологию и биологические механизмы показалось мне интересным. Поэтому осуществил знакомство с книгой до конца и готов поделиться впечатлениями от прочитанного и мыслями по этому поводу.
Откуда берется стремление верить в высшие силы? Как возникают религиозные представления, и отчего вера продолжает играть столь важную роль в жизни человека XXI века? Книга французского антрополога Паскаля Буайе описывает феномен религии с позиций эволюционной психологии. Подоплеку верований и религиозных обрядов ученый находит в принципах работы человеческого сознания. Одну за другой он опровергает распространенные «теории» происхождения религии — она возникла, чтобы объяснять непонятные природные явления и личные переживания, она утешает, она обеспечивает общественный порядок — и раскрывает перед читателем удивительные особенности устройства нашего разума.
Первое, что нужно понимать перед чтением книги - это научпоп, а не научная монография. Да, она полна терминов, она пытается объяснить область души с точки зрения биологии, но это всё равно что называть эзотерику точной наукой. К такой литературе я отношусь очень осторожно, не спешу принимать написанное за программу действий или истину. Скажу лишь, что это любопытная точка зрения на вопрос. Для кого-то когнитивное религиоведение звучит фантастично, так и воспринимайте это как научно- фантастический роман. Восприятие получится немножко искаженным, но никак не пострадает ваша картина мира. Также здесь можно укрепиться в мысли, что иметь воображаемого друга не есть признак потери связи с реальностью, что сверхъестественное, особенно если оно направлено на практические аспекты бытия, мы таки приемлем. Надо помнить, что человечество не только из православных христиан состоит. А взгляды у всех разные. Может книга и написана для людей легковерных, но книга вышла двадцать с лишним лет назад. И она легко может выступить как основа для самостоятельного исследования. А строить мнение на отрицании профессии не совсем профессионально. Но и кидаться в другую крайность, мол, неправда то, что мы знаем о религии не следует. Не утверждаю, что такой поход правильный, но заинтересовывает.
Язык непростой, есть научность и термины, но никак не «с точки зрения банальной эрудиции», конструкция, позволяющая даже дебилу казаться умным. Здесь стоит отдать должное переводчику, благодаря его работе мы знакомимся с книгой, получая представление об исходном произведении. Но без терминологии невозможна никакая книга, претендующая на научность.
В качестве вердикта. Книга достойна знакомства, потому что наталкивает на размышления о том, какие источники дали нам понимание религиозности, почему мы на интуитивном уровне чувствуем разницу между откровенной ерундистикой и чем-то, что объективно может претендовать на звание религии. Племенные понимания сверхъестественного и попытка понять внутреннюю кухню когнитивных процессов. Всем здоровья, добра и приятного прочтения27684