Рецензия на книгу
Горбун лорда Кромвеля
К. Дж. Сэнсом
Аноним10 февраля 2023 г.Немного времени с момента завершения книги прошло, эмоции улеглись, и теперь я могу говорить спокойно. В последние дни чтения и в день завершения эмоции так и кипели – сильно негативные эмоции, но теперь мне кажется: пройдет еще месяц, и я совершенно забуду эту книжку. Ну и поделом.
Важный момент: я не особенно люблю детективы как жанр, детективная составляющая меня никогда не цепляет, и я всегда больше интересуюсь окружением и личностями персонажей. Здесь меня соблазнил, во-первых, Кромвель, во-вторых, заявленная стилизация кромвельской эпохи. (Ни того, ни другого мне здесь найти не удалось, но об этом позднее.)
О чем здесь. 1537, Анну Болейн уже казнили, до казни самого Кромвеля еще три года его полнокровного властвования. (Но вообще когда мне рассказывали про эту книгу, год не упоминали, и мне подумалось, что речь про другого Кромвеля.) В разгаре закрытие монастырей в одном из монастырей убивают эмиссара Кромвеля, и тот посылает главного героя расследовать это дело.
Плюсы. Слог неплох.
Минусы. Их много. Но по порядку:
Темп повествования. Автор очень многословен и постоянно отвлекается на чрезмерные детали, которые не нужны делу, не нужны героям и – самое важное – не нужны читателю. И ладно бы это были интересные подробности, но нет. Автор – рассказчик – распространяется на тему погоды (хотя хватило бы и пары слов), на тему утвари (хотя все это ненужно), на тему прошлых романтических переживаний (хотя нам неинтересно). Рассказчик как будто не может взять себя в руки, взять в руки свой ум и четко выложить детали. Что подводит нас к следующему пункту.
Детективный сюжет. Он плох. Я не люблю гадать сюжетные повороты, задавать вопросы, пока история не рассказана, я даю истории то время, которое она просит, и только потом размышляю о том, чего мне не хватило, так что обычно я не гадаю, кто убийца, когда читаю детективы. Но здесь мне даже гадать не пришлось, потому что все до зубовного скрежета очевидно. Ответ всплывает в середине книги, и читать все последующее развитие событий совершенно неинтересно, потому что главный герой (который выполняет роль детектива) и его помощник (который выполняет роль помощника) бестолково слоняются из стороны в сторону и стукаются головами о двери. Они не занимаются расследованием, они занимаются ерундой.
И логично закончить самым весомым минусом. Мэтью Шардлейк. Главный герой, детектив поневоле, адвокат и рассказчик этой истории. Самый примечательный недостаток всей книги. Прежде всего, обычно читатель смотрит за работой детектива со стороны помощника – это дает автору пространство для маневра, позволяет держать читателя подальше от разгадки как можно дольше. Но здесь историю нам рассказывает сам «детектив», и это его дискредитирует. Мэтью Шардлейк ужасный детектив, он негоден к этой работе. Он не умеет работать с уликами (ему всерьез нужна была сторонняя помощь, чтобы догадаться, что не одна книга может быть в переплете другого цвета), он не умеет работать со свидетелями (он всерьез заявляет, что работать со свидетелями – значит тратить время), он не способен держать язык за зубами (он говорит опрометчиво и несвоевременно, совершенно не следит за тем, что означают его слова и какое влияние имеют), он не понимает человеческой психологии (чувства его помощника оказываются для него в новинку, хотя в начале герой говорит о том, что любит его почти как сына), он порывистый и скор на расправу (он кидается с обвинениями на любого, на кого указывают косвенные улики, даже не подумав о том, что улики могут быть сфабрикованы), он не умеет сопоставлять факты и делать выводы (преступник вынужден был ткнуть его носом в свою персону). Его работа как детектива – это какой-то дурдом и абсурд. Наблюдать за его нелепыми действиями и решениями было почти неприятно (во второй половине – так точно). Тем более нелепо все это действо становилось, имея в виду до смешного неловкую одностороннюю романтическую линию.
Зачем все это было? Это пресный детектив, без единой капли исторической стилизации, без достоверной психологии, без любопытных игр интеллекта, без интересных персонажей. Первая половина неинтересная, но вторая откровенно скучная.
13366