Рецензия на книгу
Клан Инугами
Сэйси Ёкомидзо
DardagnacPrawns10 февраля 2023 г.Как дед над семейкой прикололся (посмертно)
"Клан Инугами", Сэйси Ёкомидзо (1951) (Иностранка, 2005)
Про что: махыч злой японской семьи (Инугами) за наследство.Частный детектив (Коскэ Киндати) приезжает в небольшой город, так как местный нотариус сообщил ему о чрезвычайной опасности и исключительной странности завещания богатого деда (Сахея Инугами), которое должны вот-вот объявить, так как вернулся его старший внук. Нотариус приходит на встречу, но его убивают, потому что ровно в эти пять минут Киндати выбегает спасать безумно красивую утопающую, которую увидел в бинокль из окна. (Хотя бежать было километра два, судя по всему, и утопающая бы всё равно утонула.)
Читатель интригуется загадочностью завещания.
(А так же обоснованностью пребывания Киндати в этом городе. Никто его не нанимал, следовательно, не платил. Тем не менее, герой три месяца живет в гостинице, ничего не делая, и не работая. Его участие в расследовании ограничивается появлением на месте преступления по вызову полиции и ведением разговоров. На что он живет, хотя бы?)
Время действия - сороковые годы 20-го века.
Сначала казалось, что это милый архаизм.
Написано в пятидесятых и посему много, нет, МНОГО театральной драматичности. (Как в кино того времени.) Герои столбенеют, вскрикивают в ужасе (и без ужаса), бледнеют, потеют и дрожат, не переставая, всем телом и отдельными его частями. Этакая театральная постановка, а не реалистичная история. Чтоб простолюдин с самого дальнего ряда хотя бы по жестикуляции персонажа мог понять, кто это там.
Сюжетные интриги, если есть, примерно как в индийском кино. Полкниги герои сомневаются, настоящий ли вернувшийся с войны внук или нет. Ведь если надеть масочку на лицо, то уже никак не удостовериться в личности без отпечатков пальцев. Манера говорить, почерк, общие воспоминания, походка и прочие детали, как? Да просто ПО ГОЛОСУ что ли толпа родственников не может опознать человека??? (Факт неумения людей распознавать друг друга по голосу занимал больше всего. Особенно когда героиня как-то непойми где закричала и этот безлицый товарищ узнал её по крику! Так можно было, да?)
Про структуру.
Так как сюжет беспощадно однолинейный (неспешные убийства в семье после оглашения завещания) и нет каких-либо второстепенных сюжетных линий или развития персонажей, объем раздувается за счет повторений и... ещё раз повторений, мыслей вслух, задавания бессмысленных риторических вопросов, пересказов уже известного другим персонажам, долгих объяснений простых вещей, подробных расспросов, торжественных сборов для оглашения каждой сюжетной колдобины и т.п.
У каждого трупа (а убили немного по сегодняшним меркам) или иного открытия полиция и Киндати будут всенепременно задавать друг другу глупые вопросы ("А зачем убийца сделал так-то?", "Почему он сделал сяк-то?", "Почему он убил?") и совершенно серьезно на них отвечать ("Мы пока не знаем", "Следствие выяснит", "Зачем-то"). Из-за этих бессмысленных филлеров спустя полкниги было уже ощущение, что это не театральная постановка, а сценарий к ней, из которого актеры узнают, на какой фразе у персонажа дрожит ресничка. Читателю это не нужно.
Герои.
Максимально упрощены. Все члены семьи Инугами - исключительно злодеи. Смотрят только злобно, говорят только с ненавистью. Три дочери деда, их мужья, их дети, целый дом киношных злодеев. Как только получилось такое. Ничего не могут сделать, не источая злобы, которую каким-то образом видят окружающие и рассказчик. Только внучка дедова благодетеля (Тамайо) чиста, невинна, красива и всячески замечательна, как и положено бедным сироткам. (В общем, настолько они разные, что становится сильно непонятно, что она забыла в этом серпентарии. Дед мог бы обеспечить ей отельное жилье, ради ее же блага.) Киндати тоже поддает. Вроде бы, частный детектив, а заодно со всеми потеет, столбенеет, паникует и по полночи не спит, только подумав об изуродованном лице ветерана войны. (Он точно детектив?)
Всё это делает персонажей карикатурными и неживыми. Обсуждать их в принципе нет смысла.
Детективная часть.
Последняя надежда. Может здесь откроется интересная история? Ведь в начале были интригующие и загадочные события и находки. Увы. Вместо логичной и связной последовательности событий - невероятные, сказочные просто совпадения, нелогичные или глупые поступки персонажей. По неписанным законам детективов читатель должен иметь возможность догадаться, кто преступник, имея те же факты, что и у расследователей. Однако сегодня у читателя нет шансов, так как ему просто в голову не придет подобная фантастика, в действиях персонажей он будет искать логичные мотивы. А в итоге окажется, что персонажи либо идиоты, либо вдруг решили передумать. Или экстрасенсы через один! Они часто поступают так-то и так-то, потому что почувствовалось/показалось/вдруг захотелось. Или знают то, чего знать не могли.
Одним словом, неправдоподобно ничего, от начала до конца всё притянуто за уши.
И что ещё хуже, некоторые части сюжета противоречат друг другу или повисают в воздухе, словно про них забыли. Как будто писали несколько человек, не особо координируясь. Один автор не может настолько забывать сюжет, в котором и так немного событий.
Заядлый холостяк Сахей, который всю жизнь презирал и унижал своих любовниц и рожденных ими дочерей, в полтинник впервые безумно влюбился так, что даже захотел жениться. (Мы мало знаем, что думала юная Кикуно на этот счет, но будем считать, что она тоже без ума влюбилась в наделенного абсолютной властью, годящегося ей в деды мужчину.) Это стало причиной злодейского поведения дочерей деда Сахея.
О нет, оказывается, в двадцать он уже безумно любил-любил женщину! Харуйо, жену тогдашнего его благодетеля, а заодно любовника, который его как бы спас от голодной смерти. Эта любовь стала причиной трагедии на всю жизнь.
Так сколько раз Сахей там впервые/по-настоящему любил, определитесь?
К слову об этой "трагедии на всю жизнь". Сахейский благодетель, узнав о связи молодого любовника с собственной женой, стал... дико за них радоваться и настаивать на разводе, дабы влюбленные соединились. Вы такое видели? Но Харуйо не захотела, и все продолжили страдать. Сахей не смог жениться на любимой и признать дочь. ПОЧЕМУ? Ну как... ПАКАЧЕНУ.
И поэтому он гнобил последующих дочерей. Потому что со старшей дочерью не сложилось. (ПАКАЧЕНУ.) Любимая не захотел за тебя замуж, поэтому вытирал ноги о других женщин. Своеобразные представления о любви были 70 лет назад, нам уже не понять.
К слову, юная Кикуно, вторая первая любовь всей жизни, была племянницей его первой первой любви всей жизни. В чем тут смысл? Ни в чем, это часть, про которую забыли.
Кикуно бежит в страхе от дочерей Сахея. Они её находят в кокой-то дыре и кошмарят ещё страшнее. Что делает всемогущий Сахей всё это время, о власти и богатстве которого нам так долго рассказывали? Ничего он не делает. Просто исчез из сюжета для удобства.
Преступник приезжает в город, задумав убийство. Под чужим именем останавливается в гостинице и пишет в журнале регистраций СВОЙ НАСТОЯЩИЙ АДРЕС. Потому что не придумал ничего лучше! Сейчас посты про такие случаи в новостных каналах тоже бывают, в духе "очень тупой вор", да.
Родная мать не узнает собственного сына, потому что лицо изуродовано. А то, что он совместную жизнь их не помнит, так это потому что контузия. Да даже сценаристы индийского кино на такое косо посмотрят.
Все события, которые герой и злодей не могут угадать, они узнают из газет. Все японские газеты пишут о мельчайших происшествиях в локальных влиятельных семьях и городках. Наверное газеты того времени выглядели как телефонные справочники.
В чем замысел очень сложного и запутанного завещания деда Сахея, которое так напугало нотариуса из начала книги? Ни в чем. Просто надо было заинтриговать читателя. (К слову, убийство нотариуса никто так и не расследовал, хотя Киндати должен был проходить по нему как свидетель, минимум. Убили и убили.)
Список таких вот бесячих глупостей можно продолжать ещё долго, но это будет пересказ всей книги.Итого. Непонятно, зачем "Иностранка" издала это даже в 2005 году. Типа классика? Почитай и возрадуйся, что уровень литературы вырос за полвека? Сэйси Ёкомидзо написал 76 романов о данном "сыщике", выдавая по 4-5 романа за год. Уже невозможно поверить, что это не конвейер с литературными неграми. Неожиданно обидно за зря потраченное время.
24389