Рецензия на книгу
Тристан и Изольда
Жозеф Бедье
Аноним6 января 2014 г.Как всё правильно в этой истории. И рыцарей непременно круглое количество, и истинный божий суд, и безупречная красота королевы, и любовь – высшая, безусловная, могущественная, преступная, греховная, идеальная.
Любовь в «Тристане и Изольде» есть судьба, божий промысел, противиться которому человек не только не в силах, но и не вправе. Брачный союз Марка и Изольды обусловлен существующей системой общественных отношений и обязательств: король должен оставить прямого наследника, вассал – представлять интересы господина, дочь – подчиниться воле родителей. Любви же Тристана и Изольды помогает сама природа: сперва волны прибивают челн Тристана к берегам Ирландии; затем птицы приносят знак, понятный одному Тристану; порыв ветра спасает Тристана от смерти, и сквозь могильные плиты пробивается стебель терновника. Любовный напиток, выпитый по воле рока, подтверждает право, добытое в честном бою, а появление в повести второй Изольды – невозможность заменить единственную истинную любовь даже очень похожей её тенью. Порядок вещей, враждебный Тристану и Изольде, однако, является единственно реальным, иначе любовникам остаётся лишь побег в дикий лес и странный «край живых, где никогда не бывает солнца». Но не стоит судить их обычной меркой, ибо «лишь четверо в нашей земле любили друг друга по-настоящему: сэр Ланселот и дама Гвиневера и сэр Тристрам и прекрасная Изольда».1496