Рецензия на книгу
Мы
Евгений Замятин
IrisRoss5 января 2014 г.Пока герои Толстого, Достоевского мечутся, страдают, любят, ненавидят, ищут счастья, антиутописты напрямую погружают своих персонажей в райские уголки будущего. Перед читателем предстает мир людей (упс, нумеров), которые с отвращением оглядываются на наш мир и с первых страниц расхваливают созданную под чутким руководством разума идеальную громаду, наполненную счастьем. Подобие рая, в которое изначально были помещены Адам и Ева, но в силу искушения выбрали свободу вместо дарованного счастья, а мы теперь мучаемся этой свободой и гонимся за призрачным счастьем.
Эк как все идеально и математически точно выверено. Это и есть, пожалуй, главная изюминка замятинского творения - повествование от математика. Математические термины зашкаливают, отражают реальность нового мира - мира разума.
"Мы" - не я, не ты, а мы. И Д-503 видит себя частью единого мы, но наступает момент, когда он задается вопросами, а кто "мы"? И когда успели появится "они"? А "я" где? Сумбурность его мыслей и читателю не дает возможности определить: Д-503, а где же и впрямь ты? На какой ты стороне? В одной записи он восхищается всем созданным и беспокоится о той Стене, которую не приведи случай уничтожат! А следом идет восхищение ею, I-330, отторжением системы. А потом он опять мечется, как загнанный в угол котенок. Борясь со своей истинной сущностью, со своею душою, со своею "болезнью", он ходит по лезвию ножа и в конце выбирает свой путь, который нет-нет да и виднелся в его ежедневных записях, в мелочах, в словах, а особенно в его излюбленном "ясно".
Многое об устройстве мира, созданного Замятиным, осталось непонятным. Автор сосредоточился на внутренних терзаниях одного из нумеров, но этим и дал ясно понять, что какой бы совершенный мир мы, как единый разум, не создали, от наших чувств, эмоций, переживаний никуда не уйти. И как герои Достоевского, Толстого так и будем метаться, страдать, любить, ненавидеть и искать счастья.
"Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость."
Л.Н. Толстой1555