Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Klara and the Sun

Kazuo Ishiguro

  • Аватар пользователя
    Аноним3 февраля 2023 г.

    Ты веришь в человеческое сердце?

    Я начала читать"Клару и солнце"  со словами: "Надеюсь, Исигуро не сделает со мной того же, что он сделал книгой "Не отпускай меня".

    Я закончила читать, злясь на автора за то, что он этого не сделал.

    Бывают книги, размышляя о которых, я могу выбирать, как к ним отнестись. Я почитала разные отзывы людей — от тех, где стоит высший балл, до резко отрицательных — и вдруг поняла, что я почти с каждым могу согласиться. Мне нужно выбрать свой путь, некую свою оценку на этой шкале, выбрать, какой эмоцией обозначить свои впечатления.

    Я выбираю: печаль.

    Я выбираю: недосказанность.

    Я делаю это от большого кредита доверию автору и именно потому, что его книгу "Не отпускай меня" я назвала личным потрясением пятилетки, она у меня в перечне самых-самых книг на все времена.

    История "Клара и солнце" очень проста и наивна, она и звучит с ясностью и простотой от лица робота. Это очередная притча об искусственном интеллекте и мире, в котором андроиды существуют в роли напарников, искусственных друзей для живых людей.

    Я, пожалуй, соглашусь с замечаниями некоторых рецензентов о том, что Исигуро будто бы списал сюжет сам у себя, будто он хотел продолжить тему, поднятую в "Не отпускай меня", будто ему хочется говорить об этом еще и еще, с другого ракурса, другими словами ... поэтому закономерно воспринимать "Клару и солнце" как слабоватый косплей той самой книги.

    Но я постаралась не делать этого, а найти в ней самостоятельную ценность.

    И ценность эта, на мой взгляд, даже не в вопросах этичности отношения людей к роботам и даже не в очередной модели антиутопии (Исигуро пускается в фантазии на тему "дивного нового мира" с форсированием детей на генном уровне и последствиями, к которым это приводит), а просто в тех вопросах, которые книга ставит перед читателем. Это вечные вопросы о жизни, смерти, любви, дружбе, привязанности, долге, самоуважении. Их довольно много, и они щедро рассыпаны по тексту.

    Клара — робот — которого купили для того, чтобы она стала компаньонкой смертельно больной девочке. Она наблюдает и с предельной точностью подмечает многие вещи. Делает выводы. Ее выводы наивны, ее наблюдения безжалостны.

    Она как бы оставляет свои эмоции (а что вообще у роботов с эмоциями?? Это отдельный вопрос, над которым я зависла. В книге упоминается, что у нее нет обоняния, и я немедленно вспомнила про биохимические основы привязанности и про то, что у людей обоняние играет существенную роль в формировании чувств!) за кадром и пытается действовать наилучшим образом.

    Исигуро велик и может себе позволить ничего не объяснять. Британский японец, японский британец, у него неповторимая манера погружать читателя в мир книги нежно, плавно и в то же время — махом и без каких-либо пояснений. Просто "здесь — так". Объяснений ждешь по ходу сюжета, но они не всегда случаются. Можно заполнить лакуны собственными домыслами и переживаниями. Мне кажется, в этой японско-британской недосказанности кроется секрет того, что на книгу встречаются настолько полярные отзывы.

    Я принадлежу к тем, кому такая "техника словописи" — мазками и полутонами — нравится.

    Единственное, что мне видится совсем наивным и шитым непонятно какими вообще нитками, — это вера Клары в Солнце. Именно Солнце с большой буквы, а не звезда, дающая свет и энергию, именно божество, к которому Клара обращается и от которого получает помощь. Исигуро может себе позволить не договаривать, откуда-то с потолка брать религиозность робота и без объяснений двигать ею сюжет, в таком случае я тоже позволю себе не закончить это рецензию никакими выводами. Сплошные вопросы, мало ответов. Но это хорошие вопросы, которым можно уделить время, я так считаю.

    Поэтому я не жалею времени, потраченного на эту книгу.

    Перечитывать вряд ли стану. Обсудить могу.

    57
    1K