Рецензия на книгу
Собор Святой Марии
Ильдефонсо Фальконес
Аноним1 февраля 2023 г.«У голодного нет свободы.»
Santa Maria del Mar.. прекрасная готическая церковь Святой Марии на Море, строительство которой велось в Барселоне с 1329 по 1383, ставшая за это время свидетельницей чумы и пожара (а после строительства и землетрясения), является фоном и основой для развития сюжета книги Фальконеса.
Главный герой - Арнау Эстаньол, сын беглого серва, сильный духом, добрый и справедливый парень, которого жизнь одаривает многим, но и многого лишает. Фальконес, не щадя сил и красок, расписывает жестокость и несправедливость власть имущих, законы и порядки средневековой жизни, которые щедро наделяли знать всевозможными правами, вплоть до произвола, а бедным отказывали порой даже в возможности выжить. Но как бы ни было тяжело Арнау, оплотом в его жизни остаётся собор Святой Марии, как символ веры в лучшее, как источник его сил и любви.
Мне очень понравился посыл книги, простая светлая истина, дарящая надежду. Понравился и главный герой, потому что хочется читать о сильных духом, справедливых, бескорыстных и милосердных людях. Но все же в книге было слишком много минусов, которые очень мешали. Во-первых, персонажи однобокие, картонные, они резко делятся на хороших и плохих (исключением стал только Жоан, брат Арнау). Знатные - все поголовно жестокие, злобные, причем до того предела, что уже просто перестаешь верить автору. А все бедные - добрые и благородные люди. Это, естественно, портит впечатление. Во-вторых, автор чересчур пытается разжалобить читателя, он посылает на головы героев жестокости и несправедливости одну за другой и почти без передышки. Опять же, это лишает ощущения реальности, история переходит в разряд сказки. В-третьих, провисания сюжета. Я, если честно, так и не поняла, например, зачем нужна была линия Аледис, которой Фальконес посвятил немало так страниц. Лучше бы эти страницы были посвящены раскрытию основных персонажей, что идет в четвертый минус: герои не раскрыты, поверхностны. А ведь были и действительно интересные среди них. Вернусь к Жоану, брату Арнау. Какой шикарной была бы эта история, если бы Фальконес выделил отношения братьев, сделал их выразительными, и если бы характер и жизнь Жоана оттенили жизнь Арнау. Жоан единственный сложный персонаж - сирота, который стал монахом, потом инквизитором, ожесточился душой, но в чем-то продолжал оставаться человечным. Вот прям жаль, что эта линия осталась неразвитой..
В общем, резюмируя, скажу, что Фальконес написал красивую историю, происшедшую в средневековой Испании, пронизанную добротой и справедливостью наперекор злобе людей, но он не обладал достаточным талантом, чтобы сделать эту историю по-настоящему глубокой, психологично проработанной, такой, которая способна оставить серьезное впечатление. Я бы хотела прочитать подобную историю, но написанную другим автором, который сумел бы действительно сильно и правдоподобно ее передать, ведь потенциал здесь огромный.
«У голодного нет свободы.»
«Поверь мне - мы всего лишь игрушки в руках знати.»
14600