Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Приют Грез

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним2 января 2014 г.

    Сладко, приторно сладко. Настолько, что будь роман пищей материальной, а не духовной, читателям свело бы зубы. И можно понять, за что первый роман Ремарка так не понравился критикам: всю книгу герои вместо того, чтобы заняться делом, разглагольствуют о материях столь высоких, что простому смертному остается лишь недоумевать. Фриц, человек вроде бы разумный, так упивается горем потери любимой, что готов рассказывать подробности буквально каждому встречному. Ритуал с вином и лепестками роз в честь Лу больше похож на ритуал жертвоприношения; смысл введения такого языческого элемента за весь роман мне так и не открылся.
    Эрнст, которому только дай волю, способен говорить, говорить и говорить, не умолкая ни на минуту. Перед ним прекрасная женщина, от которой он без ума, готовая разделить с ним ложе, а он начинает рассказывать ей о своей любви. В подобных ситуациях чувство лучше доказывать делом, а не получасовыми душевными излияниями.
    И еще множество подобных неправдоподобных и неестественных моментов.
    Но, даже не смотря на недостатки, справедливо осмеянные критиками, Ремарку удается уже в первом своем романе создать то, что послужило главной причиной популярности всех последующих. С первых страниц чувствуется, что в данном произведении есть своя непередаваемая атмосфера. Тишина, покой и умиротворение. Сбившиеся с пути герои возвращаются на путь истинный, как это произошло с Эрнстом и Трикс. Элизабет обретает настоящую семью и учится взрослеть. И это благодаря Приюту Грез, созданному Фрицем в память о возлюбленной. Таким образом, горе в жизни Фрица позволяет ему приносить счастье окружающим.
    История Фрида и Паульхен выходит какой-то незавершенной. Весь роман мы наблюдаем за тщательно скрытыми намеками на их чувства друг к другу, но развязки так и не получаем. Неужели это была лишь игра моего воображения?
    Уже здесь начинается то, что является неотъемлемой частью всех произведений Ремарка - одиночество героев. Все близкие им люди не связаны с ними кровными узами. В чем причина этого? Возможно, просто одиноким героями легче управлять: они не связаны обязательствами, их можно закинуть в любую точку земного шара, не страшась за десяток младших братьев и сестер да престарелых родителей?
    Несмотря на всю наивность и трагичный конец весь роман настолько пропитан светлой искренней надеждой на лучшее будущее, что хочется обязательно снова взять его в руки и перечитать.

    3
    27