Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним1 января 2014 г.

    Предисловие. Не каждому захочется читать книгу в электронном варианте, особенно если количество страниц в ней равно 950. Желанием я не горела, поэтому отправилась в библиотеки на поиски бумажного аналога книги. Дважды я столкнулась с тем, что книга была уже выдана. В третий раз я шла абсолютно не за «Облачным атласом» а за «Дракулой» и что же я увидела? Моя пышная дама стоит на полке и на нее нацелена чья-то рука. Мне ничего не остаётся, как ринуться вперёд с криками «Моя» и бежать заполнять формуляр. Библиотекари озадачены, зато я обладаю толстой книжечкой, которую я хотела прочесть.

    Часть первая. Лёгкое сумасшествие. «Приключение Томека на чёрном континенте» - мантра, мантра, мантра. Даррелл и его звери. Читала, знаю, не хочу повторение, не люблю это. Разум говорит: «Но ведь ты же конспектировала программы ВВС когда была маленькая». Так я маленькая была, а не двинутая на книгах дама. «Попробуй» - говорит разум. Не желаю, не хочу, хочу бросить книгу сейчас, пока не разочаровалась. «Ищи ответ Аня, ищи его и найдёшь. Найди ключ от всего этого». Ладно, сдаюсь, буду читать.

    Часть вторая. Анализ и синтез. После долгой и упорной борьбы, я всё же решила продолжать чтение. 50 первых страниц ввели меня в уныние по поводу сюжета, всё ли будет таким до самого конца или же что-то изменится? Теперь, закрыв книгу, я понимаю, что интуиции и разуму стоит доверять. Если мозг говорит понравиться, значит, так оно и будет.

    «Облачный атлас» - понятие немного философское. В природе его, как такового не существует, нет карты облаков, поскольку форма облаков это то, что рисует нам само воображение. Облачный атлас – просто мир грёз, реальностей. И самое главное ответ и тот ключ к пониманию, который я пыталась найти. Нет, это не книга об 6ти эпостасиях одного человека, ответ даёт в своём отчёте Айзекс Сакс «Единая модель времени: бесконечная матрёшка раскрашенных моментов, каждая «оболочка» которой заключает в себе гнездо «оболочек», которое я называю реальным прошлым, но которые мы воспринимаем как виртуальное прошлое». Вот он – тот ответ, который я искала. Это не один человек, это несколько историй, которые в том или ином виде воспроизводятся в будущем. И всё это имеет свой определённый цикл и такт.

    Всё циклично. Начало книги переходит в её конец. Зарождение цивилизации перетекает в её крах. Этот процесс не может быть остановлен. Такты, лица которые дублируются, но имеют разные вариации проявления. Это не один человек – цент оси, это дублирование судеб всех героев и персонажей. Всё довольно просто, одна вещь может интерпретироваться по-разному, одно, что остаётся единым – мелодия секстета «Облачный атлас» которая проходит через разум всех персонажей, мелодия памяти. Вот лишь некоторые из дубляжей персонажей Луиза Рей и Айзекс Сакс дублирует Сонми и Хэ-Чжу Има, а так же Закри Мероним. Таких примеров очень много, разбирать их очень долго, самое важное понять, зачем создаются эти дубляжи?

    Прежде всего, это собственные воспоминания, те, кто верит в риенкарнацию, называют это переселением душ. Ответ находится в другой книге «Куда приводят мечты», где главный герой говорит об этом так: «В одной из жизней мы были братом и сестрой, в другой несчастными возлюбленными». Так и здесь, Луиза Рей и Айзекс Сакс всего лишь почувствовали симпатию друг к другу, но Айзексу хватило смелости написать «Я люблю её», то, что не смогла сказать Сонми. Во второй ипостаси они уже становятся любовниками, которые никогда не смогут быть вместе. И третья веха даёт итог – они перерождаются в близких по духу людей, чьи отношения выше, чем любовь. И таких примеров много, это и Тимоти Кавендиш, который так же является Нейпиром и имеет много других лиц.

    Но какие здесь две основные линии? Первая линия это, прежде всего линия любви. Кажется, что она незаметная, но именно благодаря ней цикл становится законченным и возможно новое перерождение. Это хорошо видно из того, что говорила Сонми. Молчание уже является ответом на вопрос. Если бы она не любила, она не создала бы более изменённый мир, где чувство дружбы и любви стоит выше предубеждений и верований. Не будь дружеской симпатии, к примеру, к Кавендишу, ему не помогли бы спастись. Другое дело, почему она не выдвигается на первый план.

    И вот тут встаёт вторая линия. Желание человека изменить и подстроить мир под себя. Именно поэтому цикл повторяется снова и снова. От племён, которые не знакомы с цивилизацией, но уже знающие, что такое рабство, до той стадии, где всё погибнет и станет хаосом. Но есть и промежуточные этапы. Возьмём молодого композитора, который попадает по сути дела в клетку, где его эксплуатируют без возможности самореализации. Затем посмотрим компанию, которая выгоняет человека за то, что он слишком много знает. На этом этапе миссис Рей уже говорит о том, что для страны выгодно было бы стать корпоратией. И корпоратия возникает. Счастливая жизнь приводит к тому, что низший слой ущемляется и идёт для поддержки и потребления высшего слоя. В самом конце мы видим пустыню, безжизненные земли, которые были уничтожены, для чего? Чтобы начать цикл снова и снова. Снова будут рождаться дети, снова они будут умирать, и каждый раз в итоге будет хаос. Чем дальше от первобытных истоков отходит автор, тем гуманнее кажется смерть и жертвы. Вначале это не смерть, просто укол ради восстановления психики человека, затем это перерастает в гуманное убийство живого существа, чтобы оно не мучилось. Но гораздо серьёзнее уже звучат слова об убийстве ради освобождения места тем, кто более вынослив. Человек меняет всё вокруг ради собственной стабильности, даже если ради этого нужно уничтожить сотни людей. Это не самооборона, не защита от нападения, как на первом этапе, это уже осознанное уничтожение ради цели. Автор лишь подчёркивает то, что существует и сейчас и возможно то, к чему придёт общество.

    Общество потребителей и потребляемых. Без экологии, заражённое смертоносной болезнью, но всё равно ставящее цель покорить весь мир. Если раньше, подобное было утопией, всего лишь фантазией, сейчас это вполне реалистичное явление. Разве экология не катится в бездну? Разве ради прибыли не уничтожаются заповедные места и разве кому-то есть дело на выбросы радиации? Всё это есть и сейчас, вопрос лишь в том, дойдём ли мы до крайней стадии хаоса.

    Удивительная книга. Если вначале это немного скучно, больше напоминает историю из научно-познавательной передачи, то потом это перерастает в нечто большее. Удивительно, что автор в 20 с хвостиком лет может написать такое масштабное и увлекательное произведение, которое ещё и заставляет задуматься. Сложно даже судить что это по стилю, тут смешено очень много стилей, жанров, разных эпох и периодов. Уникальное произведение, уникальное по структуре и цели, которое оно несёт. Не жалею о том, что мне его предложили и за это огромное спасибо.

    12
    42