Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные. В двух томах. Том 2

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним1 января 2014 г.

    Вы когда-нибудь бывали под городом? Забирались ли в катакомбы или подвалы? У старых городов, у больших и крупных городов есть зеркальное отражение – так называемая клоака. Мало кто туда ходит, мало, кто её исследует. Но не просто так это говорю, у людей тоже есть два лица. В прошлый раз я говорила о тех, кто не по своей воле стал «Отверженными», теперь же я расскажу о тех, кто стал «Отверженными» по своей воле и своему желанию.

    Но в начале, почему рецензия звучит именно так, почему название именно такое. Если соединить название обеих рецензий, то получим фразу «От тьмы к свету, через борьбу – к победе». Читая книгу, я слушала симфонию №5 Бетховена, те, кто слышал - знают, что она отнюдь не тихая, а выражает как раз бурю, феерию чувств и эмоций. Становление света из тьмы. Это имеет прямое отношение к книге. Сначала нам показывают непроглядную тьму, а затем превозносят к свету. Человек совершает зло и затем его искупает. Поистине величественное преображение. Но кто-то не преобразился…

    Есть те, кого можно назвать червяками, такие люди, никогда не изменятся и не осознают своей неправоты. Пример – Тернадье. Кто-то скажет, что ничего такого в этом человеке нет, он старался выжить. Но разве можно считать выживанием то, что человек торгует семьёй, торгует чувствами людей? Выход и выбор есть всегда, но мало кто желает делать выбор. Жан Вальжан сказал как-то «откиньте от себя лень, и трудитесь». Для кого-то трудится намного сложнее, чем ничего не делать. Ведь по сути дела, человек своими поступками сам копает себе яму. Вообще глупо считать, что нет выбора или ситуация неразрешимая, всё можно решить, было бы желание.

    Но в то время, как некоторые герои опускались всё ниже, можно заметить, как кто-то обретал ореол спасения. Приведу лишь два примера. Первый это Жавер и второй – Гаврош. Первую часть романа я ненавидела Жавера, считала его безрассудным и эгоистичным человеком, ожидалось, что во второй части, он сделает что-то мерзкое и отвратительное, но нет… Мне, стало его очень и очень жаль. Человек просто запутался, изначально был уверен в том, что он прав, непогрешим, но непогрешимых людей нет, все совершают ошибки. «Он не мог понять, как власть не может учитывать все возможности». Он верил в закон, верил в судебные решения, но даже суд не в силах увидеть то, что может произойти в душе осуждённого. 19 век не давал возможности людям на исправление, на так называемую амнистию. И осознание того, что помимо власти есть Бог, да ещё и человеческая душа, привело Жавера в смятение. Так легко говорить от себя выражать только свою точку зрения, не вдумываясь в то, что есть что-то стоящее выше. Что выше самомнения, есть жалость, есть прощение, есть милосердие. Осознание всего этого, заставило его изменить себя. Если бы мне дали возможность что-то изменить в книге, то я бы остановила Жавера, не дала ему броситься в бездну. Довольно символично, что герой решает умереть, глядя на собор Парижской Богоматери. Две трагедии под одной луной, разделённые лишь веками.

    Второй момент, который меня затронул – Гаврош. Вроде и принцип никуда не теряется лени, но вот поступки говорят за себя. Можно быть вором, можно быть преступником, но при этом оставаться человеком. Человек может пасть физически, но если сердце его зачерствело он становится похож уже на зверя. Интересно, что книги порождают героев, так героями Гюго стали Эсмеральда, Квазимодо. В данном же произведении национальным героем стал Гаврош. Может и глупо, было, поднимать бунты, восстания, но перед героизмом действительно стоит преклониться. Смелость всегда привлекает людей.

    Но не только это мне понравилось и не только это меня поразило. Чуть выше я сказала о слове «бунт». Сколько раз в вузе, нам объясняли различие между восстанием, бунтом, мятежом. Для истории это возможно и важно, но лично для меня, для читателя, имеет значение только то, что цель всего этого была отнюдь не в свержении короля, а в свержении такого порядка. Хотя как же глупо и бессмысленно было погибать ради своей идеи в юном возрасте.

    Гюго так же говорит и о таком понятии, как «арго». Сейчас многие говорят, что язык скуднеет, но загляните раньше на 100 лет и увидите, что автор об этом говорил уже тогда. У разных культур это называется по-разному «тюремный жаргон», «язык кокни». Разницы в этом плане нет, единственное, что действительно печально, так это то, что так называемые слова-арго паразитируют из вполне нормальных и культурных слов.

    И конечно, напоследок, как же не упомянуть о любовной линии. В каждой книге Гюго она присутствует, не всегда в радостном ключе. Очень много поднятых вопросов, тема отцов и детей. Некоторое время, я думала, что сюжет будет развиваться в привычном духе Гюго, где главная героиня или герой умирают. Я не жестокий человек и не жажду крови, просто ожидала более драматичного развития сюжета. Но признаюсь честно, мне очень и очень жаль прощаться с героями данной книги, но что делать, книга окончена, итоги подведены.

    10
    153