Рецензия на книгу
Hidden Pictures
Джейсон Рекулик
Аноним29 января 2023 г.У меня не было этой книги в планах, но когда она победила на Гудридсе в категории «Best Horror 2022», стало интересно, что же там такого сногсшибательного. Аннотацию намеренно не читала из-за возможных спойлеров да и просто не хотелось ничего знать заранее для большего кайфа. И так получилось, что две подряд книги совпали по тематике. В «Миссис Ингланд» речь шла о молодой девушке, которая устроилась няней в семью, и в «Скрытых картинках» то же самое. Жанры разные, как и главные героини, но совпадение в сюжете не пошло на пользу и немного разочаровало. Тем более по первой главе кажется, что здесь будет что-то связанное с психологическими экспериментами. Но на самом деле ничего подобного. Я так и не поняла, к чему был описан этот эпизод, который ни на что не влиял и никак не был задействован далее.
Мэллори Куин оправляется после долгой наркотической зависимости в реабилитационном центре. Ее наставник находит ей работу, и она идет на собеседование к Кэролайн и Теду Максвеллам. Они согласны взять бывшую наркоманку в качестве няни для пятилетнего сына Тедди. Сразу возникает вопрос: «А зачем им это понадобилось?», на который автор дает неубедительный ответ, по крайней мере, для меня.
Все повествование вращается вокруг этой семьи и рабочих будней героини. Максвеллы кажутся ей идеальной парой, а Тедди милым ребенком. Но потом идиллия разрушается. Тедди начинает рисовать жуткие картинки убийства девушки, Мэллори кажется, что за ней кто-то следит и т.д.
Вообще завязка достаточно интересная. Мне понравилась идея с рисунками (картинками). Правда, я ожидала, что они в самом деле будут «скрытыми», т.е. в них будет что-то зашифровано, что нужно разгадать. Но никакого двойного дна нет, только первый и очевидный слой. Хотя это история о призраке, к готическому жанру я бы книгу не отнесла. Здесь привычный современный «домашний» триллер со всеми его шаблонами. Только в этот раз героине не 30+, но разницы никакой я не увидела. То же гнобление себя за внешность и прошлое, зависимость от наркотиков (вместо алкоголя), депрессия (на этом подробно автор не останавливается, а только подразумевает) и даже мерло упоминается – непременный атрибут.
И развязка вписывается в шаблоны жанра псевдотриллера очень четко. Есть два твиста. Первый из них был действительно неожиданным, свежим и качественным. А вот второй это такой доставший и отвратительный троп, что сводит на нет предыдущее раскрытие. Ты сразу понимаешь, что так изощряться автора заставили обстоятельства. Если бы он не замаскировал так искусно первым твистом второй, то все было бы ясно уже сразу. Мне пришло в голову это решение в самом начале книги. Я подумала: «Неужели опять вот это вот?! Только не оно, пожалуйста!». И когда начал раскручиваться первый твист, я подумала, что ошиблась и очень обрадовалась. Но потом все-таки все свелось к этому стереотипному куску кое-чего, который очень часто встречается в других современных триллерах с центральным женским персонажем. И это было такое мощное разочарование.
Кроме этого не понравились взгляды автора в отношении атеистов, которые он старался пропихивать при каждом удобном случае и хейт в сторону людей с лишним весом. Они у него все жирные, ленивые и ужасные, жрут тонны сахара и чуть не загибаются прям в кафешках. А атеисты, конечно, не празднуют Рождество, не верят в призраков или что-то, что выходит за рамки обыденного и боятся как огня выражений «слава богу» и «не дай бог». Мне вспомнился аналогичный бред от Мишеля Бюсси про женщин сорока лет, которые вот-вот умрут прямо на лестнице, потому что им уже не по силам подняться по ней.
Помимо всего описанного здесь есть раздражающая, возникающая из ниоткуда и неизвестно зачем нужная любовная линия. Парень, конечно, очень положительный и хороший, влюбился в героиню ни с того ни с сего, а когда узнал, что она бывшая наркоманка, то его это нисколько не обескуражило и ничего не изменило в их отношениях. Ведь Мэллори такая особенная. В нее влюбляются все мужики в книге. А все потому, что она верующая и не постит фотки в Инстаграме. Мне кажется, что у некоторых авторов какая-то фотофобия. Что плохого в том, чтобы выкладывать фотки в соцсетях? И почему, если ты этого не делаешь, то ты выше остальных и у тебя нимб святости над головой?
Но и это еще не все из того, что меня раздражало. Автор реализует достаточно тупой и тоже доставший сюжетный ход. Когда героиня во всем разобралась, она идет к убийце и говорит ему, что все знает. Зачем это нужно? Никто бы не поступил таким образом. С писательской точки зрения это надо, чтобы завершить книгу экшеном: убийца хочет устранить героиню, героиня в опасности и т.д. Но такой способ концовки триллера лично меня уже достал. Он не уникальный и много где используется. А придумать что-нибудь получше никак нельзя?
Почему эта книга победила в голосовании? Неужели другие кандидаты еще хуже? В любом случае проверять не хочется.
13842