Рецензия на книгу
Плач к Небесам
Энн Райс
Аноним30 декабря 2013 г.Я получаю какое-то особенное удовольствия от чтения книг, которые не только захватывают и увлекают настолько, что невозможно оторваться, но и, так скажем, расширяют кругозор читателя. До знакомства с замечательной книгой Энн Райс я мало что знала о певцах-кастратах - одном из знаковых явлений в истории итальянской оперы. Люди с удивительными голосами, которые современному человеку уже не дано услышать, с голосами, покорявшими европейскую публику. Но какая жертва ради искусства! В раннем возрасте мальчиков (в большинстве случаев из небогатых семей) подвергали кастрации, чтобы в будущем они могли блистать на сцене, завораживая своим удивительным пением. Естественно, успеха и известности добивались лишь единицы. Но что чувствовали эти люди? Ведь эти мальчики не сами принимали такое решение, вряд ли они вообще осознавали, чего лишаются, кем становятся.
"Плач к небесам" - это история двух певцов-кастратов с совершенно разными судьбами. Гвидо - из бедной семьи, кастрированный в раннем детстве, но потерявший свой удивительный голос. Тонио - наследник знатного венецианского рода, обладающий удивительным голосом и оскопленный уже в зрелом возрасте. Как по-разному сложилась бы их судьба, если бы с ними это не произошло. Как по-разному они относятся к тому, кем они являются. Для Гвидо это более естественно что ли. Он не готовился к другой жизни. Тонио же была уготована совсем другая судьба, он уже знал, что такое близость с женщиной, он должен был стать одним из правителей Венеции, у него уже была невеста, он готовился продолжить свой древний род. Но в один день он был всего этого лишен.
Судьба свела вместе Тонио и Гвидо и как утешение родилась любовь. Многие отмечают обилие подробно описанных гомосексуальных сцен в книге. Это действительно так, но почему-то не вызывает отвращения.
"Плач к небесам" - очень атмосферная книга. Она насквозь пропитана музыкой и духом Италии. В примечаниях к книге Энн Райс упоминает последнего итальянского певца-кастрата Морески, чей голос сохранился на граммофонных записях. Найти их в интернете достаточно легко. Несмотря на плохое качество записей, они дают нам возможность хотя бы приблизительно понять, что же такое голос певца-кастрата. Это что-то особенное - женоподобный голос, который иногда кажется даже детским, но все-таки в нем присутствует и что-то мужское. Голос, иногда как будто срывающийся на плач.Единственное, что меня смутило в этой книге, это ее затянутость. Но читается она очень легко благодаря простому, но красочному языку. Энн Райс настолько точно удается раскрывать чувства Тонио, малейшие перемены в его настроении, что становится просто невозможным не сопереживать ему. Прекрасная книга.
1067