Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Туарег

Альберто Васкес-Фигероа

  • Аватар пользователя
    ToriBerger26 января 2023 г.

    Крепкий пустынный орешек

    Ох, сколько раз за последние два года мне рекомендовали этот роман… Я совершенно не знакома с Альберто Васкес-Фигероа, так что по восторженным отзывам решила, что это приключения в стиле Индианы Джонса, только вместо бравого археолога главный герой – молодой туарегский воин. В общем, почему-то мне казалось, что должно быть легко, весело, увлекательно и драйвово. Все мимо! Даже иллюстрация на обложке.

    Начнем с того, что герою лет около сорока-пятидесяти. Возраст его автор нигде не называет, но по некоторым ремаркам можно дать ему от тридцати пяти (это прям очень смело) и больше. Для тридцатипятилетнего он слишком спокоен: ему не надо создавать семью, доказывать свое превосходство, отстаивать свое право на главенство, - в общем, все эти этапы его жизни явно пройдены. Уже по этому можно заключить, что история будет развиваться в стиле "к герою на покое приходят неприятности, и он вынужден вспомнить молодость".

    Точное время в романе так же не указано, но можно смело предполагать, что это где-то рядом с 1960-ми: моделируемые автором политические события навряд ли могли произойти много раньше. Роман вышел в 1980, но если бы он вышел 1880, по духу он был бы еще ближе к описываемой эпохе и событиям.

    Бешенного драйва, как у Роллинса или Виндхема, в этой книге нет, хотя она и заявлена как остросюжетный приключенческий роман. Она, скорее, в духе Купера и Лондона, когда герои долго идут, много размышляют, интеллигентно спорят, а потом внезапно убивают оленя единственным выстрелом промеж глаз. Повествование неспешно, с множеством подробностей, которые понравятся любителям National geographic, Animal planet и History сhannel. Уникальность "Туарега" как приключенческого романа строится на двух особенностях восточного менталитета: неторопливом ожидании, созерцательном промедлении и абсолютной упертости, нежелании меняться и принимать новое.

    Сюжет незамысловат: мирно живущий по своим законам туарег вынужден отправиться в путешествие, чтобы отомстить за убитого в своем доме гостя, а заодно спасти его похищенного спутника и свою честь. Тот, кто раньше охотился ради выживания, теперь вынужден охотиться ради справедливости, однако справедливость пустыни противоречит законам мира, расположенного за ней. Если в песках Гасель Сайях - герой, то вне их - преступник.

    В свои годы при всей своей воинственности и твердости духа герой романа - наивный идеалист, и все попытки объяснить ему сущность коммунизма, фашизма, социализма разбиваются о стену его вековых предубеждений о том, что менять предначертанное нельзя. Раб должен остаться рабом, потому что свободы не достоин. Бог сотворил рабов и господ потому, что они не равны и.т.п. Разговоры людей большого мира с главным героем напоминают беседы с подростком, придерживающимся своих собственных максим. Социалисты, фашисты, коммунисты – для Гаселя все одинаково непонятны и плохи, ибо их желание преобразовать мир по своим идеалам рушит заведенный тысячелетия назад порядок и тем самым угрожает существованию его семьи и его реальности. Гаселю совершенно все равно, что происходит за пределами его пустынных владений. Он понятия не имеет ни о техническом прогрессе, ни о политических конфликтах, его морально-этический кодекс ветхозаветен и универсален, и когда неписаный закон пустыни сталкивается с законом светским, возникает конфликт. Конфликт, кстати, весьма комичен и напоминает Голливуд: один туарег против армейской и государственной машины, не жалеющей солдат, джипов и вертолетов, чтобы загнать его туда, откуда он никогда не вернется. С точки зрения городских – это пустыня, но это единственное место, где Гасель чувствует себя как рыба в воде, а потому компания по его преследованию обречена на провал.

    Гасель вынужден спасать человека, чьи цели и задачи ему неясны и в целом противоречат его жизненным устоям. Он оказывается заложником своих правил чести, но отступить от них куда хуже, чем умереть от жажды посреди солончака. Он совершает невозможное даже с точки зрения туарегов, но самое серьезное испытание ждет его не среди песков, а в каменных джунглях.

    Концовка романа однозначно хороша. Я все думала: как автор разрешит основной конфликт, но знаете, хотя Фигероа и поставил точку в истории Гаселя Сайяха, ответов на вопросы он не дал. Это как раз тот случай, когда гадать, что хотел сказать автор, можно долго. Итог не предусматривает примирения старого и нового мира, не подразумевает победы или правоты какого-то одного, не указывает на неверность обоих, - в общем, поле для размышлений Фигероа оставил большое. После стольких страниц философских размышлений, диалогов о политике, предназначении человека, чести и долге все оборвалось недосказанным. Фигероа столкнул лбами две реальности и уничтожил их, но не по законам логики или в соответствии с закономерностями исторического развития, а по воле случая. Понятно, что вывод из всего этого читатель должен сделать сам в силу своих убеждений, но уход автора в тень в самый ответственный момент меня разочаровал.

    Кому читать? Любителям приключенческих романов прошлых веков и желающим почувствовать бескрайние пески.

    P.S. Запаситесь водой. Она вам точно пригодится.

    10
    482