Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Circe

Madeline Miller

  • Аватар пользователя
    an_namax24 января 2023 г.

    Хотя жанрово роман ближе даже к фанфикшну, чем к историческому фэнтези, да и кавер-версии, как правило, блекнут перед оригиналом, но, к счастью, в данном случае все стоп-сигналы не сработали. И получилось очень приятное погружение в мир, знакомый с детства по мифам Куна, а затем и гомеровским эпосам.
    К тому же, более чем неожиданной оказалась возможность взглянуть на вечные сюжеты античности под другим ракурсом - не глазами простого смертного, а самой богини! Не слишком приметная до сих пор Цирцея (или Кирка) раньше лишь вскользь упоминалась в мифах и «Метаморфозах» Овидия, да и запомнилась только благодаря эпизоду «Одиссеи» Гомера, как «богиня ужасная с речью людской». Она - дочь великого титана Гелиоса и океаниды Персеиды, воплощение образа нелюбимой дочери, познавшей безответную первую любовь и совершившей неудачную роковую месть. Отвергнутая, одинокая, озлобленная.
    А у Миллер Цирцея кроме божественной силы и бессмертия обладает чутким сердцем, полна противоречий и чувств, присущих смертным. Это прежде всего женщина - яркая, сильная, самостоятельная, наделенная упорством, мудростью и критичностью мышления. Как и в случае с Круэллой или Малифисентой, автор дарит своей героине возможность моральной переориентации.
    А бессмертие придает ей образ идеальной рассказчицы- реальной свидетельницы многих легендарных эпизодов античности. Мифы о Сцилле и Прометее, Дедале и Икаре, Минотавре и Ариадне, Медее и Ясоне, Одиссее и героях Трои, Пенелопе и Телемахе намного живее и психологичнее. Ей важно не столько рассказать о подвигах и событиях, но и осмыслить поступки героев, осознать ценность вечного и смертного.
    В отходе от устоявшихся историко-литературных канонов, созданных античными мужами можно, конечно, узреть авторскую задумку эволюции личности героини в духе эмансипе, вложившей в уста Цирцеи такие мысли, как, например:


    Поэты, по-моему, только и пишут, что об униженных женщинах. Будто если мы не плачем и не ползаем в ногах, то и рассказывать не о чем

    Но для меня это оказался отличный роман-убежище, возможность по-новому взглянуть на вечные для всех смертных темы: любовь и предательство, родственные связи и близость, альтруизм и тиранию, смелость и ответственность, фатум и поиск себя.
    Рекомендую всем фанатам Эллады и Олимпа!

    6
    93