Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
OlevedaGodling22 января 2023 г.А что насчет пробки?
Это тот случай, когда я в безумном восторге от книги - и у меня нет слов, как выразить свой восторг. По крайней мере, попытаюсь. И когда я дочитала книгу, у меня первая мысль была - Возрождение. Возможно, эту книгу бы я отнесла к Возрождению, если бы эта эпоха не была ограничена временем и конкретными книгами. А может быть, это стало исключительно моей эпохой Возрождения как читателя. Кто знает.
Но при всем этом, при всем моем удовольствии и восторге - я эту книгу не рискну посоветовать кому-либо. До чтения Маятника предпочтительно дойти своим ходом, своими желаниями и открыть ровно тогда, когда ты созрел. Не раньше, и не позже. Готов ли читатель - понятно будет по входному порогу. Первые страницы тяжело, местами муторно и непонятно. Но если читатель не испугается, то дальше идет как по маслу. Относительно - Эко невозможно читать залпом, глотая и быстро. Нужно изучать каждую строчку, и держать во внимании все происходящее. Если хочется начать знакомство с Умберто Эко, то лучше - с Имени Розы.
И самое главное правило - не читать на полном серьезе, потому что это такая тонкая сборная солянка отборного бреда, что мы и узнаем, что Земля не то, что плоская, а вывернута наизнанку, и Солнце - ядро нашей планеты, а покойников мы закапываем вне земного шара, или например, во всем виноваты евреи, или куда делись секреты тамплиеров. В подоплеке многих событий - нанизанные на нить бриллианты реальных исторических событий, от древних времен до середины прошлого века. Мне особенно понравилось, как автор обстоятельно изложил историю тамплиеров, не скрывая, что есть факт, а что остается многочисленными теориями заговоров. К слову о заговорах - как же от души Эко прошелся на тему всяких тайных обществ, масонов, религиозных фанатиков и политических лидеров. Я даже не знаю, кто мог бы остаться обделенными вниманием автора, если даже старообрядцев и Блаватскую по касательной затронуло!
А каков тут юмор! Ощущение такое, что Эко прошелся со стебом на все темы от души, и вкладывая прямые шутки (что вы думаете о социологии Сахары? А что насчет ацтекского коневодства и цыганской урбанистики?), и обстряпывая комедию положений, и демонстрируя неприглядные и сомнительные штуки, например, как упорно будили змею Кундалини.
Меня поражает, как автор провел глубокую работу, чтобы обстоятельно раскрыть многочисленные аспекты мировой истории и мирового общества, что ему как рассказчику веришь. И по книге можно писать конспект, кто куда и что, где какая ветвь религии, как верования мигрируют. И собрать многочисленные бредовые россказни, чтобы сплести лоскутное одеяло этого настолько чудесного произведения. Единственное, меня царапнуло, что в книге было написание египетских богов через з вместо с.
А что можно найти в книге? Тут классическое "если ищешь фигу, то смотришь в книгу и видишь фигу". Каждый найдет то, что понятно и близко. Кто-то оценит исторические дебри, кто-то похихикает на тему теологических споров, а кто-то проникнется заговорами. Книга - это как хороший выдержанный годами напиток, который раскрывается ярче и большим букетом ароматов, чем может показаться раньше. Я очень сильно смеялась с хитрости человеческой, как они выкручивались и зарабатывали себе на кусок хлеба. Не просто так основных героев трое, и у каждого своя роль, которую сыграли блестяще и выше всех похвал.
И самый главный вывод у меня такой - при должном воображении и фантазии связать можно все, как душе угодно. Как, например, автомобиль с метафизикой, каббалой и оккультными науками. Я бы книгу назвала песнью бесконечности человеческого воображения и фантазии. И как реальность меняется под воздействием воображения - и если даже отсекать все фантастические вещи, мир вокруг нас становится сильно другим, если мы узнаем что-то новое и поражающее нас.
И не забудьте вынуть пробку во всех необходимых случаях. Автор в развязке вынул пробку, и книга заиграла новыми цветами как фейерверк, и это было настолько... незабываемо.
301,1K