Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним21 января 2023 г.Ода безумию
Впервые не могу понять, понравилась мне книга или нет.
Что не понравилось:
- Некоторые главы - это конспект по истории и культуре Франции. Буквально конспект или глава из учебника, без преувеличений: в таких глав автор излагает теорию, а в конце говорит что-то вроде "а теперь подытожим всё сказанное в этой главе" - и даёт краткую выжимку по теме. Я каждый раз выпадала, когда видела такое в художественной книге.
И такие внесюжетные вставки, безусловно, кому-то понравятся. Мне они попали не в настроение, признаться, много страниц я просто пробежала глазами, не вчитываясь. Показались интересными несколько исторических фактов, мысль автора, что из-за книгопечатания оскудело зодчество. Но, пожалуй, это всё.
- Главная героиня.
Эсмеральда произвела впечатление глупой девочки, весь роман не вызывала ничего, кроме раздражения (впрочем, не стоит забывать, что по сюжету ей всего 16 лет, на это можно списать её недалекость и неосмотрительность). Я искренне не понимала весь роман, чем она так всех цепляла. Какая же там должна быть неземная красота, чтобы мужчины так голову теряли-то.
А помимо красоты нам о ней ничего и не сказали. Была попытка создать образ невероятной доброты и самоотверженности (когда она спасла философа, когда поднесла воду Квазимодо, когда не сдалась под напором священника). Но первые два случая выглядят на фоне остальных её поступков лишь нелепо, и в её доброе сердце я тут же перестала верить: например, где её добросердечие и смелость, когда она прячется за матерью, зная, что тем самым обрекает её на смерть? Зачем она воду Квазимодо поднесла, для меня вообще загадка. Он её похитить хотел, она его боялась до ужаса, даже когда он её впоследствии защищал. Непонятно.
А чем она аргументировала свой отказ священнику? Действительно, она назвала его убийцей, но потом все её аргументы ограничились тем, что священник седой, старый и уродливый, а Феб красивый, поэтому она любит Феба.
Феб, кстати, исходя из того, что нам рассказывают про Эсмеральду, наиболее адекватно и понятно на нее отреагировал. Ты, конечно, красивая, но какая любовь, ты вообще о чем?
Её помешанность на Фебе пытаюсь для себя как-то списать на возраст и неопытность. Потому что иначе это воспринимать невозможно.
В общем, к главной героине у меня за время прочтения претензий ой-ой поднакопилось. Дело даже не в том, что она как-то недальновидно поступала. И её поведение во многом прекрасно можно понять, списав на молодость и страх смерти (тот же эпизод, где она наконец нашла мать, нам показали напуганного маленького ребенка, который просто хотел, чтобы взрослый её защитил). Роковое стечение обстоятельств и отношение, которое она ни разу не заслужила, правда разрывает сердце. Но мне не понравилось, что Эсмеральды было мало, я видела её только чужими глазами (в отличие от всех остальных персонажей, мне как читателю почти не давали подслушать её мысли). А из-за этого я не могла ей сопереживать и только раздражалась из-за её поведения.
- Сюжет очень красивый и складный в своей драматичности, ни в коем случае не хочу как-то ставить его под сомнение. Но в середине книги возникло чувство ужасной притянутости за уши всех событий и персонажей. Отчетливо помню этот момент - когда трое женщин обсуждали историю похищенного цыганами ребенка.
Что понравилось:
- Гренгуар - лучик света в этом темной царстве. Он бестолковый, эгоистичный и невероятно меня раздражал при первом знакомстве с ним, но потом это оказался единственный персонаж, который привносил юмор в беспросветную драму. Я влюблена в каждый его монолог, это правда уморительно.
- Юмор автора - невероятный, пусть таких моментов было и немного. Одна из моих любимых сцен - разговор двух глухих в суде, это так смешно и грустно одновременно, я в восторге.
- Главные мужские персонажи. Они все ужасны, но они интересные и раскрыты гораздо лучше Эсмеральды. Дают пищу для размышлений - например, до сих пор не определилась, как отношусь к Квазимодо. Наверное, просто жалко его - при всей своей дикости из-за отвержения социумом так благодарно реагировать на проявление заботы по отношению к себе, пусть эта благодарность и извращалась в какую-то нездоровую эмоциональную зависимость. Его же просто не научили чувствовать по-другому, вот и любил, как умел.
Роман напитан историей и культурой Франции, всем любителям этой темы однозначно есть смысл его прочитать. Здесь есть много над чем поразмыслить, есть над чем посмеяться и над чем поплакать - сюжет все-таки невероятно трагичный (меня, наверное, больше всего растревожила сцена встречи матери и дочери - это было на разрыв). Мне, наверное, скорее понравилось, чем нет (что удивительно, учитывая, что я ненавижу беспросветную драму, а тут было сразу понятно, что счастлив не будет никто). Пока впечатление непонятное, с другими романами Гюго пока повременю, пожалуй.
Содержит спойлеры4268