Рецензия на книгу
Гений
Теодор Драйзер
Аноним23 декабря 2013 г.Монументальный роман, повествующий о жизни, судьбе и разнообразных исканиях художника Юджина Витлы.
Во время чтения мне вспоминались сразу два романа Сомерсета Моэма – "Бремя страстей человеческих" и "Луна и грош". Один из них в свое время просто-таки измочалил меня описанием того, что с человеком делают его страсти (и весьма точным описанием, надо сказать), второй – не менее ярко показал, что творится в душе у художника, который физически не может не творить, отвергая все, что встает на пути между ним и его искусством. Подобные темы поднимаются и в "Гении".
Может ли художник не писать? А если это не приносит дохода? Предаст ли он самого себя, если откажется от творчества ради благосостояния?
Можно ли любить всю жизнь только одного человека, или любовь обречена на исчезновение через некоторое время? Можно (и нужно) ли прощать гению его стремление к новизне и свежим впечатлениям? А если он этим заставляет страдать других? А если, не получая их, страдает сам?По сравнению с Моэмом Драйзер показался мне несколько менее эмоциональным что ли. Я прочитала, что многое в романе автобиографично, но, тем не менее, Драйзер более отстранен от персонажей и действительно смотрит на них со стороны, хотя и прекрасно описывает их мысли, чувства и переживания.
В книге нет однозначно плохих или хороших персонажей – всех можно понять. В разные периоды своей жизни герои то вызывают раздражение, то сочувствие, но, в любом случае, мотивы поведения каждого понятны и в какой-то мере оправданы. Просто иногда так случается, что жизнь сводит вместе людей, каждый из которых поступает вроде бы правильно и в согласии со своими внутренними установками, и его нельзя за это упрекнуть, но все в целом рождает в итоге драму, от которой мучаются все ее участники.Но в романе интересны не только запутанные взаимоотношения героев и их попытки прийти к взаимопониманию и совместить несовместимое. Драйзер замечательно описывает жизнь американского общества во второй половине 19-го века, уделяя внимание самым разным ее сторонам. На протяжении многостраничного повествования можно узнать и о том, какие взгляды на поведение и нормы приличия господствовали в то время в провинции и в крупных городах, как была организована работа на предприятиях (будь то физический или интеллектуальный труд), как люди взлетали из низов и падали обратно, как зарождались новые секты и возникали новые способы зарабатывать деньги.
Все написанное выше – общие слова, которыми я хотела вкратце обрисовать, о чем роман. Что же касается моих личных впечатлений, то мне особенно интересны были описания того, как персонажи принимают важные решения и делают выбор, от которого зачастую зависит их дальнейшая жизнь – эти моменты, когда понимаешь, что любой неверный шаг может привести к краху, а то, что ты этот неверный шаг сделал, ты поймешь, возможно, только спустя многие годы. Или, что еще мучительнее, когда уже сейчас понимаешь, что совершаешь ошибку, но не находишь сил или возможностей остановиться и избежать ее. В жизни персонажей таких моментов было достаточно, и Драйзер каждый из них описывает увлекательно и достоверно.
12107