Рецензия на книгу
Успех
Лион Фейхтвангер
tkomissarova21 декабря 2013 г."Успех" считается одним из лучших и наиболее зрелых романов Лиона Фейхтвангера. В какой-то степени так и есть. Это не просто зарисовка из жизни или описание какого-то короткого исторического периода. Это масштабное полотно, отражающее целую эпоху, показывающее, как из обычной обывательской жизни незаметно, потихоньку прорастает такое страшное растение как фашизм, нацизм, антисемитизм. Это происходит так обыденно и просто, так постепенно, что никто в полной мере не отдает себе отчета в происходящем. Люди, закрыв глаза и заткнув уши, стройными шеренгами под звуки фанфар, радостные, маршируют в пропасть...
Послевоенная аграрная Бавария, полукрестьянский Мюнхен. Германия страдает от репатриаций, стремительная инфляция съедает все запасы, население в городах нищает. Правительство Баварии, желая подавить нарастающее влияние "красной угрозы", все больше и больше заигрывает с националистическими силами, с "истинными германцами", воинственными, жестокими выходцами из крестьян и мелкой буржуазии, ратующими за восстановление имперских порядков, за выселение всех евреев и коммунистов за пределы Баварии. Они наивно полагают, что контролируют националистов и ловко используют их в своих собственных целях. И не замечают, как сами становятся игрушкой в руках истории, не могут уже остановить снежный ком, превращающийся в лавину.
На фоне этих исторических событий прослеживаются судьбы отдельных героев самых разных взглядов, социального положения... Это и богачи-капиталисты, тайком дергающие за ниточки и заставляющие политиков плясать под их дудку, и министры, играющие друг с другом сложные шахматные партии, и мелкие буржуа стремящиеся сохранить свое состояние, и рабочие-коммунисты, и конечно же сторонники националистов, в том числе их лидер Руперт Куцнер. Все они так или иначе связаны друг с другом родственными узами или узами дружбы, их судьбы причудливо переплетаются. И история причудливо играет с ними, заставляя сына - "истинного германца" ненавидеть отца -еврея, а капиталиста Рейндля притягивая к коммунисту Каспару Преклю...
Самой центральной и трагической фигурой романа выступает Мартин Крюгер, искусствовед, историк, писатель, ставший жертвой амбиций и властолюбия, незаконно осужденный за то, что стал на пути у истории, умерший в тюрьме, не дожив до освобождения нескольких дней... Через призму отношения к этому человеку раскрываются характеры других героев романа. Его судьба - это символ того, как гуманизм, бережное отношение к человеческой жизни, правда, право - все эти такие естественные понятия, на которых основано государство и общество, рушатся, нивелируются, исчезают под влиянием исторической необходимости, под влиянием наступающего фашизма. И происходит это не в открытую, а исподволь, прикрываясь красивыми обоснованиями, необходимостью одной жертвы ради общего блага и порядка....
И это самое страшное. Страшно, когда один человек ничего не стоит и не значит перед лицом истории. В этот самый момент и начинается тирания
48863