Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Безумие

Мариу де Са-Карнейру

  • Аватар пользователя
    winpoo15 января 2023 г.

    «Поиграем в декаданс?»: соло для певца депрессии

    «Тот, кто не Я, стремится к вышине,
    к мостам фальшивым, расстояньям ложным,
    к мирам миражным, зыбким, невозможным, -
    тот полу-Я, кто неподвластен мне…»
    (М. де Са-Карнейру)

    Если бы не качественная стилистика неоромантизма, модерна, ар-деко, высвобождающая образность и презирающая рациональность, я вряд ли стала бы это читать. Но мимо такого исключительно эстетского, рафинированного чтения просто невозможно было пройти в эти лиминальные дни. Небольшая книга, названная романом с большим преувеличением, была насквозь проникнута духом декаданса и перекликалась и по настроению, и по сюжетной канве с «Признанием Лусиу». Похоже, верно высказывание, что одну книгу способен написать каждый, а каждый, кто способен на большее, пишет об одном и том же, пытаясь выговорить самого себя, свой внутренний раскол, кризис своей личности.

    Так что в активе по-прежнему были два друга богемно-творческих профессий (совсем не из тех, кто молится, воюет или трудится) и некая женщина на втором плане, наделенная авторским воображением странными достоинствами. По форме это были либо депрессивные и меланхолические диалоги в стилистике пустых страданий ничем не обремененного и весьма эксцентричного духа (обоим героям не раз хочется сказать: «Мне бы ваши проблемы!»), либо вязкие рефлексии. В таких книгах всем скучно, все жаждут каких-то пылких чувств, страстей и необычайностей, которыми обычная жизнь не очень богата. Всем хочется, чтобы не они заводили собственную жизнь внутренним ключом, а сама жизнь как-то подстегивала их, соблазняла к существованию. Никто не готов меняться, стареть, терять, все хотят свежести впечатлений, существования в потоке, и у всех в диагнозе маячит биполярное расстройство, приводящее их в результате либо к эксцентричным поступкам, либо к спонтанно принятым решениям с печальными и неудовлетворяющими их последствиями. Наверное, от страха перед бегом времени и смертью можно сойти с ума. Только зачем?

    Главный герой рассказывает историю Рауля и Марселы, но почему-то ей не очень сочувствуешь, вспоминая параллельно терзания уайлдовского Дориана Грея, может быть, потому, что ей не хватает внутреннего экзистенциального потенциала, желания жить и делать. Основные темы книги – онтологическая неуверенность и поиск спасительной красоты и вдохновляющей любви. Первая удалась лучше.

    Desci de mim. Dobrei o manto d'Astro,
    Quebrei a taça de cristal e espanto,
    Talhei em sombra o Oiro do meu rastro...

    Нет, не зря примерно в эти же годы З. Фрейд придумал и начал практиковать психоанализ. Таким авторам и персонажам, как в этой книге, он был просто необходим, это был запрос (или вызов, как принято говорить сегодня) времени и, видимо, типичной для тогдашней эпохи личности, переживающей своеобразный кризис восприятия реальности, желающей от самопознания большего откровения, чем оно способно дать. Раскол субъекта, тождественность в сознании абсолютно разных вещей, характерных для персонажей М. де Са-Карнейру, хотя и кажется необычным, на самом деле свойственен современным людям в не меньшей степени, поэтому книга читается актуально и драматично.

    P.S. https://youtu.be/ESk2m3aqy7c

    29
    207