Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ляльковий дім

Генрік Ібсен

  • Аватар пользователя
    lyrry19 декабря 2013 г.

    Эта пьеса из разряда «хотела прочитать давно, никак руки не доходили, и вот представился случай».
    От таких книг ждешь многого, потому что уже давно слышала об этой вещи, причем в таком ключе, что это должен прочитать каждый. Но, как правило, особенно в последнее время, книги этой категории почему-то разочаровывают, от них ждешь больше, чем поучаешь. Я не знаю, с чем это связано, может быть, их время ушло, т.е. их надо было читать тогда, когда услышал и понял «хочу!». А сейчас это, как перебродившее вино, ставшее уксусом, вроде бы и польза есть, а удовольствие не испытываешь.
    Примерно также случилось и с этой книгой. Ее хотелось прочитать еще, наверное, в школьные годы, но время шло, а наша встреча откладывалась. И когда в «Книжном путешествии» в этом туре увидела поле «Драматургия» решила, если попаду, то буду читать только ее. И попала – и прочитала. Но после прочтения остались вопросы и недоумение. Ни один герой не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Все они действительно только куклы с фарфоровыми личиками и одетые в дорогие одежки. Они красивы, ими хорошо любоваться, причем издалека они выглядят еще наряднее, еще привлекательнее. Но любая проблема и даже проблемка или совсем мелкая неурядица могут разрушить этот красивый мирок. Никого не волнуют заботы окружающих, все живут лишь собственной жизнью, не вникая в интересы других, пусть даже и близких людей. Безусловно, таков Хельмер, адвокат, ставший управляющим банка, который озабочен лишь внешней стороной жизни. Для него главное – произвести хорошее впечатление, фасад. Любая проблема – пятно на репутации, и даже не вникая в ее суть и причины, он меняется вмиг, обвиняя во всём свою жену. Но когда проблема разрешается чудесным образом, он тут же меняет своё поведение, словно ничего не случилось. Она снова для него та же «птичка», что и была ранее. У него нет семьи в душевном понимании этого слова, но суть семьи заключается совсем не в регистрации отношений, не в проживании под одной крышей и не в совместном рождении детей. Семья – это, прежде всего, внутренняя близость, умение слышать и слушать другого, в совместном поиске выхода из трудных ситуаций, поддержке друг друга. А здесь мы видим людей, живущих за красивым фасадом, но при этом существующих как бы параллельно, никого не волнует, что внутри у другого, чем он дышит и чем живет. У него нет друзей. Единственный человек, который претендовал на это, был доктор Ранк. Но когда у доктора возникают проблемы со здоровьем и он понимает, что умирает, дружба заканчивается вместе с визитными карточками, помеченными крестами.
    С другой стороны есть Нора, которая вроде и производит впечатление живого человека, она всё-таки кукла. Её такой сделали: к ней никто никогда не относился серьёзно – вначале отец, а потом муж. И она начинает хитрить, скрывать от окружающих свои поступки, которые совершались, между прочим, во благо своих же близких. Конечно же, в конце концов всё раскрывается, и после случившегося Нора уже и не может быть куклой, игрушкой в руках мужа, и всё, что скрывалось за красивым фасадом, рушится. Её бунт и уход из дома совсем не кукольные поступки, но они не кажутся естественными. Да, она уходит и никто не знает, как сложится её жизнь дальше, и можно много говорить о внутренне силе Норы. Но я бы назвала это истерикой, которая не может разрешить сложившейся ситуации, а лишь ещё больше осложнить её. Это тоже кукольный поступок: мне всё равно, что будет с вами, главное, что так решаю свои проблемы, остальное меня не интересует.
    Второстепенные персонажи ещё более схематичны и картонны. У них как бы и нет своей собственной жизни, они нужны лишь для того, чтобы оттенять главных героев, их личная жизнь заканчивается ещё до начала драмы. Фру Кристина Линде приезжает, чтобы начать здесь новую жизнь, в частности найти работу, а пока суть да дело она становится основным поверенным Нориных душевных терзаний. Такое ощущение, что она нужна лишь только для того, чтобы зритель (читатель) с нею вместе был введён в курс основной коллизии и потом, чтобы своим участием разрешить денежные проблемы Норы, и самой стать счастливой. Таков же и Крогстад, которого изначально все представляют как насквозь гнилого человека. Да, пожалуй, он неприятен, раз опускается до угроз и шантажа, но потом неожиданно для всех да, наверное, и для самого себя отступается от всех своих притязаний. Слишком всё просто и кукольно, как мне кажется.
    Вот так и состоялось моё знакомство с пьесой Генрика Ибсена «Кукольный дом». Да, мои ожидания были несколько выше, и это произведение стало некоторым разочарованием. Мне она показалась несколько надуманной и не совсем реальной. Но это классика, и в современном обществе кукольных домов не меньше, чем в конце 19 века, поэтому проблемы, подобные тем, что возникают в семействе Хельмер, будут возникать ещё не однажды.

    11
    86