Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подросток

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним14 января 2023 г.

    Роман из реальной жизни.
    Здесь нет несоразмерных страстей, как обычно у Достоевского. Можно примерить на себя. Это завлекает, в пучину. Очень обыденные, точные характеры:
    лучше всех все знающий подросток, мятущийся интеллигент, решительная женщина, старая дева, терпила, женщина, ищущая любви и плеча, хитрые мошенники, святой странник... Нет, это не примитивные маски, это тщательного выстроенные характеры с предысторией и мотивами. Могут показаться скучными, но только потому, что впоследствии и такие подростки, и гордые Катерины стали часто встречаться в мировой литературе. А Версилов - нет, мне он показался самым интересным в этой мелькающей веренице, и это диагноз русской интеллигенции. Вряд ли такой герой может появиться на иной почве. Наконец-то Достоевский не борется с нигилистами и не наделяет Версилова всеми мыслимыми и немыслимыми пороками, только нерешительностью, неуверенностью. Интеллигент-рохля, который мечтал принести пользу, но жизнь которого прошла бесцельно и бесполезно.
    То, как смотрит на мир сам подросток Аркадий, напоминает о нигилисте Ипполите из "Идиота", но на этот раз автор относится к этому снисходительней.

    История. Простая. Слишком простая. Впечатление либретто. Ухудшено постоянными обещаниями "катастрофы" и "интриги". Документ? Ну и что? И не такие видели. Конечно, интересно, какое значение ему придают герои, как раскрываются через это характеры. Но все очень по-викториански. Хэппи-энд невозможен из-за неприемлемости "перекрестного брака". Уважаемый Федор Михайлович! Вы, конечно, не поверите, но в 21 веке это может быть воспринято только как предрассудок. Боюсь, что молодое поколение вообще не может осознать, почему бы не устроить общую свадьбу отцов и дочерей.
    Настоящая интрига здесь психологическая, как обычно у Достоевского: Катерина жаждет письма из-за боязни потерять наследство, и тогда она тварь последняя, или из-за страха за психическое здоровье отца, и тогда она само благородство. Но по форме все не так и не об этом... Есть ощущение, что Катерину читатель додумывает сам, мы ее видим глазами влюбленных, но это всегда заинтересованный взгляд, она сбежала из под пера и из-под авторского диктата.

    Начало обещает многое: очевидно, что подросток, и по возрасту и по незнанию, ориентируясь только на слухи, напридумывал себе многое. И все окажется иначе. Но уже примерно к середине, когда раскрывается секрет младенца, понятно, как оно на самом деле. Чем закончится уже не очень важно, на самом-то деле. Так оно и оказывается. Даже если бы не было письма, все примерно также и закончилось бы. Старик умер, Бьоринг соскачил бы под каким-нибудь благовидным предлогом, Версилов бы прибежал с поджатым хвостом к жене, так как старость близится, Анна продолжила бы строить грандиозные планы, а Катерина - метаться...

    Главный минус: есть характеры, есть краткое содержание - и есть пространство, которое надо заполнить. Конечно, Достоевский редко бывает краток, поток сознания - основополагающая характеристика его творчества. Но здесь периодически он ходит по кругу. И поскольку это мысли одного и того же подростка, которого читатель уже изучил как облупленного цыпленка, то очень хочется сюжета. Автор это чувствует, но пересилить себя не может и обещает сюжет в будущем. И далее по кругу. Так треть романа Достоевский кормит читателя завтраками. Иногда добавляя нелогичности: зачем поперся наш подросток к Ламберту под конец?

    9
    636