Рецензия на книгу
Монахиня
Дени Дидро
Аноним17 декабря 2013 г.Дать обет бедности, – значит, поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия – значит, обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания - значит, отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Если человек соблюдает свой обет – он преступник, если он нарушает его – он клятвопреступник. Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика или лицемера.
Книга очень сильно перекликается с давно мне знакомым романом М. Г. Люиса "Монах" - даже названия схожи до степени смешения. Схож - как я это вижу - и посыл: монастырская жизнь противоречит естественной природе человека, извращает и унижает его вместо того, чтобы одухотворить, таит самые нехорошие секреты за маской внешнего благочестия.
Ясно, что для гуманистов 18 века это всё было уже совершенной дикостью, поощряемой, тем не менее, столь же диковатым социумом. Картины родительских "благословений на праведное дело" (суть слезные пинки под зад с одновременным взращиванием комплекса вины) у Дидро просто зашкаливают по накалу, читаешь и материшь клерикализм на чём свет стоит - вместе с человеческими тупостью и жадностью. Однако после пострига героини обличительный пафос несколько мельчает, а роман обрастает невразумительными соплями. Финал откровенно скомкан, "обрывочные записи из дневника", хо! Не исключено, что Дидро было лень разводить прощальные нюни на 100 страниц, и он слегка пришпорил это дело; я не в обиде, но впечатление от сюжета совсем смазалось.
В общем, читать это стоило явно не ради метаний юной Сюзанны (с другой стороны, уроки выживания в женском коллективе тоже полезная штука); ради умелого описания нравов вельми дивных и, увы, не вымерших.440