Рецензия на книгу
Atonement
Ian McEwan
Аноним16 декабря 2013 г.In Dreams begins Responsibility.
Верно писал Йейтс: ответственность начинается во сне, в мечтах. Неумение и нежелание признавать это приводит к катастрофе в реальности. Как это и произошло с Брайони, Сесилией и Робби.
Казалось бы, маленькая девочка с бурной фантазией видит то, что хочет видеть, верит в придуманный мир гораздо сильнее, чем в настоящий, и пишет лихорадочно свои сначала сказки, потом пьесы, прозу, и кому от этого может быть плохо? Брайони заигрывается, стирает границу между вымыслом и домыслом, тем самым выводя своих еще неумело прописанных героев в жизнь: Сесилия превращается в мнимую жертву, Лола - в настоящую, Робби в маньяка, а сама Брайони - в благородного рыцаря на деревянной лошадке.
Пожалуй, если бы я читала эту книгу в возрасте 15-16 лет, когда бушевал во мне бешеный максимализм, я бы странички эдак на три расписала, как ненавижу Брайони, какая она дрянь, и что бы я с ней сделала без оглядки на уголовный кодекс.
Но во мне нет возмущения, ибо теперь я вижу гораздо глубже, и сама любовная история Сесилии и Робби не имеет первостепенного значения. Все куда шире, интереснее и сложнее. Механизмы создания истории перед нашими глазами, внутреннее устройство вины и раскаяния, глубочайший психологический анализ подросткового способа мыслить. Кроме того, Брайони, безусловно, самый яркий и тщательно выписанный персонаж, остальные блекнут на фоне, потому что достаточно одномерны: просто подлый Маршалл, просто порочная и слабая Лола, просто равнодушная Эмили и так далее. Даже парочка мучеников Сесилия-Робби не играет гранями, скорее, представляют собой классический сюжет "верности до гроба".
Кроме того, что происходящее в книге заставляло меня то и дело бегать нервно курить, она еще и написана совершенно бесподобно.
В любимые и на перечитку.
3071