Рецензия на книгу
Альтист Данилов
Владимир Орлов
Аноним15 декабря 2013 г.Подобно многим, мне не удалось избежать сравнения с "Мастером и Маргаритой" Булгакова — произведением, которое осмеливаюсь не любить, но к которому отношусь с неизменным пиететом. И если в "МиМ" магический реализм составляет каркас повествования и выписан так искусно, что абсолютно органичен в предложенных обстоятельствах и вызывает искреннее восхищение, то про потустороннюю дребедень в "Альтисте Данилове" читать было откровенно тошно и скучно. Книга обещала быть лёгкой и в чём-то бурлескной, но я постоянно спотыкалась о нарочитый и аляповатый мистицизм, составляющий добрую треть повествования, благодаря чему мурыжила её больше двух недель. То бишь, когда я всё-таки одолела эту книгу, мистический реализм уже сидел у меня в печёнках))) Осмелюсь предположить, что если выпотрошить текст и отсеять всю мистическую составляющую, то произведение приобретёт много больше, нежели потеряет. Но это всего лишь моё скромное мнение, от которого хрен откажусь.
На самом деле, это ироничный, невероятно тонкий и в чём-то даже философский роман про то, как выпестовать и сохранить в себе Человека. Нужно просто жить по совести, быть внимательным к окружающим и помнить, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Сюжетная канва довольно оригинальна: демон на договоре Данилов, за своё фривольное поведение и человеколюбие получает вызов в Канцелярию, где его намереваются отчихвостить "по самое не могу". А пока время "Ч" не назначено, он живёт на Земле обычной человеческой жизнью: ходит в гости к друзьям, играет на альте в оркестре, раздаёт долги, в свободное время музицирует, влюбляется, рефлексирует... и томится ожиданием неминуемого наказания. Своей демонической сущностью пользуется нехотя и только в самых крайних случаях, и никогда на музыкальном поприще, предпочитая оставаться Человеком от первой до последней ноты. Вообще Музыке в произведении отведена чуть ли не главенствующая роль и посвящены страницы текста, она служит языком самовыражения главного героя и его естеством, она вершит судьбы и на её основе базируются жизненные философии. Читать пассажи про Музыку было по-началу любопытно, но почти всегда непонятно, а потому скучно.Но вернёмся к нашему герою. Данилов — очень трогательный и лиричный персонаж, вызывающий неизменную симпатию на протяжении всего романа. Его совестливость, самоограничения и неуверенность в себе, при явном могуществе, умиляют, а верность слову, доброта и сострадательность по отношению к окружающим располагают к Данилову буквально с первых страниц. По сути, он — это великий прокрастинатор. Уподобляясь большинству из нас, насущные проблемы Данилов решает по принципу Скарлетт О`Хара: "Я не стану думать об этом сейчас. Я подумаю об этом завтра", но, подобно героине Маргарет Митчелл, умеет собрать волю в кулак и противостоять жизненным неурядицам. Порою он больший Человек, чем люди его окружающие, это-то и вызывает непонимание, неприязнь и зависть "коллег по цеху".
До зубного скрежета хочется иметь такого соседа, коллегу, друга, но только не возлюбленного! В любви он эгоистичен, обидчив, трусоват и закомплексован, хотя во многом являет собой практически вымерший на сегодня типаж благородного Рыцаря. Вообще, любовная линия в книге настолько блёклая, вялотекущая и искусственная, что мне не удавалось уловить её и как следует прочувствовать. Не было ни страсти и романтики первых свиданий, ни душевности и теплоты устоявшихся отношений. Полное эмоциональное бездушие за красивым фасадом из пылких фраз. Преследовало ощущение, что стойкий оловянный солдатик Наташа лишний и непонятный персонаж, грубо вклинивающийся в мерный ход повествования.
Отличительной чертой романа является живой юмор с лёгкой ноткой цинизма, но без так характерных для современной отечественной литературы ёрничества и глумления. Обратила внимание, как колоритно и живо описана Москва семидесятых, этакий муравейник времён застоя и в ожидании перемен, но без смачного погружения в чернушную и остросоциальную бытовуху. Даже алкогольные возлияния и стояния в очередях описаны с доброй иронией, на страницах романа как бы царит лёгкая и непринуждённая атмосфера кинофильма "Покровские ворота". Тем паче ошарашивают резкие переходы от юмористических зарисовок к рефлексиям главного героя.
Если опустить дурно прописанный мистический реализм и никакую любовную линию, то книга мне понравилась. Запоминающееся произведение. Однако, точно не буду перечитывать и вряд ли осмелюсь кому-то рекомендовать.
779