Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Knife

Jo Nesbo

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2023 г.

    Прощай и ты, Харри Холе

    Жаль, что я пропустил первые две книги цикла, испугавшись их низких оценок. А может это и хорошо, кто теперь скажет. Знаю только, что для меня эта серия детективов делится на два типа: классический детектив и детективный триллер.

    К классическим детективам я отношу:
    «Красношейка» (4/5)
    «Немезида» (5/5)
    «Пентаграмма» (5/5)
    «Спаситель» (4/5)
    «Призрак» (4/5)
    и вторую половину книги «Нож» (см. ниже).

    К детективным триллерам:
    «Снеговик» (2/5)
    «Леопард» (2/5)
    «Полиция» (2/5)
    «Жажда» (не смотря на то, что я её даже не стал читать)
    и первую половину книги «Нож» (2/5).
    Я не стал искать какие-то источники, объясняющее почему эти книги написаны в разных поджанрах детектива, просто немного порассуждал.

    Для начала объясню, что я подразумеваю под классическими детективами у Несбё. Это детектив, в котором происходит совместное расследование Харри Холе и читателя, а заодно автор погружает читателя в какую-нибудь социально значимую проблему Норвегии: неонацизм, легализация наркотиков, существование людей без определённого места жительства, нефтяная игла страны и т.д. Что касается детективного триллера, то задача его несколько иная: запутывание читателя и постоянное подбрасывание новых версий даже в ущерб их реализма и правдоподобности произведения в целом.

    Приведу свой любимый пример из книги «Пентаграмма»:
    «— В Норвегии серийных убийц не было с восьмидесятых, когда свирепствовал Арнфинн Нессет, — сказал Волер. — По крайней мере, нам о них неизвестно. Маньяк для Норвегии — редкость. Причем такая, что о нем узнает вся страна. Так что, ребята, за нами сейчас наблюдают миллионы глаз.»
    А теперь сравните это с дальнейшими книгами, начиная со «Снеговика»: маньяки, маньяки, маньяки... Так же именно с этого произведения женщины стали вместо боевых подруг постельными утешителями или зверски уничтоженными жертвами. Апогеем этого стала завершающая книга «Нож». Когда я в этой книге встретил: «И Ракель рассмеялась тем смехом, который он так любил. Чтобы вызвать у нее этот смех, он был готов совершать самые идиотские поступки.», а после: «Кайя засмеялась. Мягким смехом, по которому он так скучал. Своим особым смехом.», то уже не хотелось ни плакать, ни смеяться.

    Я не знаю, почему автор в «Снеговике» резко изменил подход к тексту. Помню, как написал после его прочтения:
    «Кто ты, новый Харри Холе? Что с тобой случилось после дела о Маленьком Спасителе? Что случилось с Осло? Куда делись женщины, изменяющие мужьям с любимыми мужчинами? Откуда взялись шлюхи, штабелями падающие в постели к мужикам, едва их увидев? Куда делись умные профессионалы, помогающие Харри Холе в расследовании? Откуда взялись их бледные тени, прозябающие на заднем плане? Что случилось с Ракель? Её можно узнать разве что по имени. Похоже, больше не будет этот цикл таким, как прежде. Кого-то это радует, а я потерял оригинальный европейский детектив.»
    И как в воду глядел, всё так и вышло. Особенно меня поразил «Леопард», написанный явно под съёмки фильма. Не исключено, что экранизация «Снеговика» сыграла тут свою роль. После такого боевика было неожиданно вновь встретить старый-добрый детектив «Призрак», последний в цикле. А дальше снова маньяки, маньяки, маньяки...

    Конечно, можно сказать, что автор со временем просто изменился, всё же двадцать лет прошло. Но словно желая это опровергнуть, Ю Несбё всю вторую половину «Ножа» пишет так, как мне нравилось в первых книгах. Значит не в этом дело. Может быть детективные триллеры просто лучше продаются, вот и посоветовал ему литературный агент или издатель двигаться в этом направлении. Можно было бы поискать ответ на этот вопрос, да только зачем. Ведь цикл уже завершён и моя любимая условная трилогия в нём такая:
    «Красношейка»
    «Немезида»
    «Пентаграмма»

    P.S. Рецензия «Прощай, любимая» на «Полицию» (со спойлерами!) по ссылке.

    12
    640