Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

L'Étranger

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    Elena_avid_reader4 января 2023 г.

    Не все ли равно, если обвиненного в убийстве казнят за то, что он не плакал на похоронах матери?

    Впервые опубликованный в 1942 году,  "Посторонний" - дебютный роман Альбера Камю, лауреата Нобелевской премии по литературе 1957 года. Главный герой романа - тридцатилетний Мерсо проживает в Алжире, работает в конторе на берегу моря, проводит свободное время с любовницей Мари. В романе две части, сюжет весьма не затейлив: смерть и похороны матери Мерсо, веселое времяпрепровождение в обществе Мари и "сутенера-кладовщика" Раймона, убийство араба, суд и смертный приговор. Но эта книга не про сюжет. В романе находят отражение основные принципы экзистенциализма, направления в философии 20 века, акцентирующего внимание на уникальности бытия человека: принцип свободного существования человека и принцип конечного существования человека. Существование человека - это свободное существование. Человек обладает свободой выбора и волен поступать, не как должно, а как ему заблагорассудится. Роман "Посторонний" называют творческим манифестом автора, а понятие абсолютной свободы - основным постулатом этого манифеста. Мерсо - абсолютно свободный человек. Совершив убийство по самой глупой из возможных причин - потому что ему мешало солнце - Мерсо не боится признать это и бросить правду в лицо судей, которые готовы вынести смертный приговор за то, что обвиняемый не плакал на похоронах матери: "... он (прокурор) заявил, что мне (Мерсо) нет места в обществе, чьих важнейших заповедей я не признаю, и я не вправе ждать милосердия, раз мне чужды простейшие движения человеческого сердца". Своими поступками, поведением, образом жизни и мыслей Мерсо бросает вызов обществу: "Газеты часто пишут: мол, общество предъявляет преступнику счёт. И по счету, мол, надо платить. Но это ничего не говорит воображению. Важно другое - возможность ускользнуть, вырваться из рамок неумолимого обряда, безрассудный побег, открывающий столько надежд". Мерсо - посторонний... чужой... он живёт в обществе, но не является его частью. Мерсо не боится откровенно наслаждаться своей жизнью и получать удовольствие от запахов лета, любимых улиц, красок вечернего неба, смеха и платья Мари. Воспоминания о самых верных радостях жизни посещают Мерсо в самый разгар судебного заседания во время речи адвоката-защитника.
    Человеческое существование конечно, смерть неизбежна, после смерти ничего нет: "Теперь или через двадцать лет - все равно я умру... Ведь ясно и понятно: смерти не миновать, а когда и как умрёшь - что за важность". В связи с неизбежностью смерти возникает идея о бессмысленности человеческого существования: "Я жил вот так, а мог бы жить по-другому. Делал то и не делал этого. Поступил так, а не эдак. Ну и что? Все - все равно, все не имеет значения". В последней главе романа диалог Мерсо со священником превращается в исступленный монолог приверженца атеистического экзистенциализма: "... у меня осталось слишком мало времени. И я не желаю тратить его на Бога.... Рано или поздно всех осудят и приговорят... Не все ли равно, если обвиненного в убийстве казнят за то, что он не плакал на похоронах матери?"
    В заключение, хотелось бы добавить: не бойтесь быть белой вороной, синим чулком, не бойтесь отбиться от стада и не следовать за толпой; устанавливайте свои правила, несите ответственность за свои поступки, найдите свой смысл и получайте удовольствие от жизни, ведь "все люди на свете - избранные"... и нам "предназначена  одна-единственная судьба".

    Содержит спойлеры
    7
    352