Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Lenisan5 декабря 2013 г.
    «Сын мой, с охотой приступай к дневным делам своим, но берись лишь за такие, что ночью не потревожат твоего покоя»


    Мне очень трудно написать рецензию на эту книгу. Она вызвала у меня столько мыслей и эмоций, что ими совсем не хочется делиться, хочется спрятать их в себе и наслаждаться в одиночестве. Но жадность – грех, поэтому попробую.

    В двух словах, о чём: когда вы будете читать эту книгу, перед вами пройдёт многолетняя история крупной торговой фирмы и её владельцев – семьи Будденброков. Действие происходит на севере Германии, и как легко догадаться, речь идёт об упадке и вырождении славного прежде рода. К слову, я с трепетом ждала этого самого «упадка и вырождения», заранее боясь за героев, но дождалась лишь к финалу повествования, и спасибо за это автору, потому что герои полюбились мне. Но Бог с ним, с сюжетом. Перейдём к интересному.

    Об этой книге часто говорят, что в ней на истории семьи показана история страны, эпохи…это всё правильно, но мне эти рамки кажутся недостаточно широкими. Для меня эта книга – история всего человечества, от античности до наших дней. Как вам известно, античному человеку было свойственно родовое сознание, тогда как последующие эпохи породили сознание индивидуальное. Именно с такого осознания себя как части целого рода, части семьи, и начинаются «Будденброки». Старшие поколения легко и не колеблясь поступаются личными интересами ради интересов семьи, ради её богатства и престижа. История рода для них священна, как и память о своих корнях. Они написаны идеализированно, даже обобщённо, словно люди из легендарного Золотого века. Малейшее отступление от интересов семьи они считают преступлением.

    Но поколения сменяются, и меняется тип самосознания. У главных героев – Томаса и Христиана - появляются проблемы, невозможные для их отца и деда. Сомнения, чувства, которых не должно быть, любовь «не по чину», остервенелое самокопание, интерес к вещам, отнюдь не помогающим усиливать престиж семьи. В них больше индивидуальности и меньше религиозности. Томас, как глава семьи, ещё отдаётся её интересам, ещё чувствует себя «капитаном судна», но уже совсем с других позиций. Мучаясь своими сомнениями, он говорит: «Хорошо вспоминать об отцах и дедах, когда ты ощущаешь связь с ними, когда сознаёшь себя продолжателем их дела…» У него уже не хватает сил на ощущение этой связи. Его характер уже не назовёшь таким же цельным, как характер его отца.

    Прежнее родовое мышление свойственно только их сестре, ведь женщины – существа более консервативные, призванные сохранять прошлое.
    Что касается Христиана, то это человек вечного поиска самого себя, человек, не подходящий ни для чего, лишний и бессмысленный – знакомый типаж, не правда ли?
    И, наконец, появляется последнее поколение, представленное в основном одним человеком, Иоганном. Это – абсолютный индивидуализм. От «родового мышления» не остаётся и следа. Как и от общественных интересов – их целиком замещают интересы личные. На первое место Иоганн ставит музыку, творчество, в то время как ценность человека измеряется обществом в количестве зарабатываемых им денег… На мой взгляд, этот персонаж – образ современного человека, завершающий предложенную мной смысловую цепочку.

    Соответственно, меняются и описываемые в романе события – от масштабных событий, о которых говорит весь город, до подробного описания переживаний маленького мальчика на школьном уроке.
    Всё это так наглядно, так ярко, что не задуматься об этой смене человеческих ценностей, о том, как мы теряем целостность и широту, невозможно.
    Но роман не исчерпывается кратким экскурсом в историю человечества, он очень многогранен, в этом могу вас заверить.

    Ненавязчива, но невыносимо трогательна – до слёз – тема любви. Глубоко философична тема счастья. О них я не скажу ничего, кроме того, что они обязательно вас заденут за живое.

    Книгу эту рекомендую всем. Она глубокомысленна, местами трогательна, очень насыщенна, а главное – она живая, в ней очень по-настоящему дышится. Знаете, из тех, что вытряхивают из твоей души пыль и просят: «Не останавливайся!»


    «Что такое, собственно, успех? Это таинственная, необъяснимая сила – осмотрительность, собранность, сознание, что ты воздействуешь на ход жизненных событий уже самим фактом своего существования, вера в то, что жизнь угодливо приспособляется к тебе. Счастье и успех внутри нас. И мы должны держать их прочно, цепко. И как только тут, внутри, что-то начинает размягчаться, ослабевать, поддаваться усталости, тогда и там, вовне, все силы вырываются на свободу, противятся тебе, восстают против тебя, ускользают из-под твоего влияния… И тут всё начинает наслаиваться одно на другое, удар следует за ударом, и…человеку – крышка! Я в последние дни всё вспоминаю одну турецкую поговорку, не помню, где я её вычитал: «Когда дом построен, приходит смерть»
    39
    238