Рецензия на книгу
Нет кузнечика в траве
Елена Михалкова
Аноним28 декабря 2022 г.Люди не прощают чужаков. И еще не прощают нежелание притворяться.Я изредка ворчу на Михалкову за менее удачные по моему мнению книги (хотя отчасти виновата завышенная планка ожиданий), но как же она хороша. Не знаю, как можно написать двадцать книг в цикл и оставить его таким же приятным и проработанным, как было в начале. И даже не знаю, как объяснить эту магию, потому что сюжетно ничего такого не происходит, но.
Итак, расследование. В Греции в семье отдыхающих пропадает жена: выходит из номера и не возвращается, так что ее муж вызывает частных детективов. Казалось бы, все понятно: персонал говорит, что муж ее бил, отношения в семье были нервные, и поводы сбежать были тоже. Но есть один нюанс; или не один, а несколько; или не несколько, а целая куча. В общем. Когда читаешь книгу, где действие происходит в прошлом и в настоящем, легко обмануться, что ты заранее все понял. Вот девочка, ее бил отец; это описано подробно и шокирующе, атмосфера в семье удушающая, и ты как-то сам собой думаешь, что все тебе про персонажа понятно. Детективы не в курсе, а ты-то — да! И ясно, это детство как-то связано с тем, почему она сейчас пропала.
Проблема в том, что ты никогда не догадаешься, как. Сюжеты идут параллельно: вот провинциальный город, где двое друзей выживают в сложных семьях, впитывают токсичное воспитание. Вот настоящее, где девчонка пропала, а ее друг живет где-то неподалеку. А между этим — еще десять деталей: странные соседи, чужие дети, наследие, смерти, из которых складывается загадка. И, читая, ты восхитительно слеп и не можешь сложить это в одну картину, пока автор не ткнет тебя носом.
Михалкова восхитительно психологична; это не только о характерах, но в целом о русской глубинке, которую, наверное, может описать только тот, кто видел воочию. Атмосфера маленьких городов, застрявших в прошлом, и токсичных установок, которые передаются из поколение в поколение (и я не о том, что в России особенно плохо, а о том, что проблемы везде немного отличаются, и у нас — вот такие). Здесь есть и атмосфера, и накал, и желание доползти до разгадки — уже двадцать книг я пытаюсь вычислить, как Михалкова рождает финалы, и предугадать что-то, но всегда проваливаюсь.
17665