Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Moonwalking with Einstein: The Art and Science of Remembering Everything

Joshua Foer

  • Аватар пользователя
    Аноним4 декабря 2013 г.

    Помните драматическую историю страдающего аутизмом Рэймонда и его брата Чарльза Бэббита, рассказанную в замечательной кинокартине «Человек дождя» режиссера Барри Левинсона? В одном из эпизодов фильма прозвучал следующий диалог:
    – Спрошу из любопытства. У него есть какие-нибудь уникальные способности?
    – По-моему, у него очень хорошая память. Он может сосчитать зубочистки. Рассыпали коробку на полу, он посмотрел один раз и сказал сколько их. Сосчитал за секунду.

    На протяжении всей кинокартины один из главных героев – Рэймонд удивляет своего брата и зрителей феноменальной памятью и ее процессами. Можно сказать, и все будут правы, что «человек дождя» был рожден с этой способностью. В современном мире запоминать становится все сложнее. Воспоминания начинают стираться из нашей памяти уже через 20 минут. Пройдет месяц, и удается вспомнить не более 15 % информации. Что уже говорить о воспоминаниях по истечении года.

    Количественное выражение процесса забывания нашел и предложил немецкий психолог Герман Эббигауз. На протяжении нескольких лет он запоминал 2 300 бессмысленных слогов, наподобие «rуф», «лер» или «нок». А для понимания количества сохраненной информации Эббигауз с определенной регулярностью проверял себя. Полученные данные он обрабатывал и отображал в графическом формате (рис. 1).

    Рисунок 1. Кривая потери информации

    Каждый раз при проведении этого эксперимента ученый получал похожие результаты:

    • через 20 минут потеря информации составляла около 40 % с момента запоминания;
    • через 60 минут потеря информации превышала 50 % с момента запоминания;
    • через 2 дня потеря информации превышала 75 % с момента запоминания;
    • через 1 месяц потеря информации превышала 85 % с момента запоминания.

      По истечении месяца оставшиеся воспоминания более-менее стабилизируются и откладываются в долговременной памяти, после чего скорость забывания замедляется.


    Получается, что в долговременной памяти все-таки остается отпечаток того, что мы когда-то видели или слышали.

    Существует и еще одно фундаментальное ограничение нашего разума: магическое число семь. В 1956 г. психологом Джорджем Миллером была опубликована статья под заголовком: «Магическое число семь плюс-минус два: пределы нашей памяти», которая впоследствии стала вехой в истории исследования памяти.

    Начиналась она важным вступлением:
    «Проблема моя в том, что меня преследует целое число. Семь лет эта цифра следует за мной по пятам, врывается в мои самые личные записи, набрасывается на меня со страниц наших самых известных журналов. Цифра эта принимает различные формы, иногда становясь чуть больше, а иногда чуть меньше обычного, но никогда не меняется до неузнаваемости. Постоянство, с которым это число травит меня, говорит о том, что ситуация моя не случайна. Есть, как говорил один известный сенатор, умысел, система, регулирующая его появления. Или в этом числе действительно есть нечто необычное, или же у меня развилась мания преследования».

    Миллер обнаружил, что человеческий мозг способен одновременно обрабатывать не более семи, плюс-минус два, мыслительных процесса, что ограничивает способность восприятия информации и последующего принятия решения. Объясняет он это тем, что все новые мысли и ощущения, возникшие в нашей голове, содержатся во временном хранилище – кратковременной памяти. И не факт, что впоследствии они отправятся в недра долговременной памяти.

    Попробуйте провести следующий эксперимент.

    Не заглядывая в начало и не перечитывая текст, повторите первые четыре слова этого предложения.

    Легко, правда!?

    Теперь, не перечитывая, попробуйте повторить первые четыре слова предложения, стоящего перед предыдущим. Намного сложнее, согласны!?

    Дело в том, что оно уже исчезло из кратковременной памяти, это и затрудняет его воспроизведение.

    Ровно такие процессы протекают и в современных компьютерах. Их устройство подобно человеческому мозгу, они также имеют долговременную память в виде жесткого диска и сверхоперативную память в центральном процессоре, где хранится все, что процессор обрабатывает в настоящий момент.

    Разделение памяти на кратковременную и долговременную является целесообразным подходом к упорядочению информации в целом.
    Наш мозг тщательно запечатлевает весь наш жизненный опыт. Наш мозг является идеальным регистратором воспоминаний, которые хранятся в его самых отдаленных отделах.

    Профессор нейробиологии Петер Эрикссон со своими коллегами провел ряд экспериментов, подтверждающих этот факт. Одним из них был эксперимент, проведенный с представителями полицейского спецназа. Было создано несколько групп, состоящих из опытных сотрудников и выпускников полицейских академий. Задача эксперимента заключалась в выявлении скорости реагирования исследуемых полицейских на пугающие сценарии, демонстрируемые на специальном экране. Один из эпизодов демонстрировал ситуацию, в которой офицеры видели перед собой человека с подозрительным бугром под одеждой, словно там была бомба, направляющегося к входу в школу. Результаты были поразительны. Опытные спецназовцы, отдавая точные команды, действовали без промедления. Подозреваемый был обезврежен практически сразу. А вот выпускники позволяли подозреваемому пройти вовнутрь здания.

    Возникает ряд вопросов: «Что видели опытные сотрудники и что не могли разглядеть выпускники? Что происходило в их голове и почему они воспринимали ситуацию по-разному? Возникали ли в их памяти какие-нибудь воспоминания и с чем они были связаны? Что именно мы подразумеваем под опытом?

    Ответы на эти и другие вопросы, связанные с внутренними механизмами нашей памяти и ее развитием, дает победитель чемпионата США по запоминанию, автор мирового бестселлера, посвященного памяти, «Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания» – Джошуа Фоер.

    Читайте с удовольствием!

    17
    678