Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Крылья победы

Алексей Шахурин

  • Аватар пользователя
    DollakUngallant20 декабря 2022 г.

    Слово наркома

    Это потрясающий человек. Прочитав книгу и отдельно хотя бы кратко, ознакомившись с жизнеописанием Алексея Ивановича Шахурина, не возможно не остаться в совершеннейшем потрясении от его характера и от выпавших на его долю испытаний. Человек с невероятной судьбой хотя бы только по двум фактам: он был наркомом (министром) авиационной промышленности все тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, а с 1946 года находился 7 лет в заключении по так называемому «авиационному делу».

    Вдуматься только! Он возглавлял всю войну, по сути созданную заново, авиационную промышленность, сумел организовать успешную работу авиаиндустрии, что сыграло в победе над врагом колоссальную роль и…. В первое послевоенное лето он оказывается в тюрьме за «серьёзные недостатки в авиационной промышленности». Лишь в 1953 году Алексей Иванович был реабилитирован и освобожден из мест заключения. Еще 6 лет после этого он проработал в правительстве СССР.
    Воспоминания нарком написал на пенсии.
    При сегодняшней информированности о делах прошлых лет книга может показаться недостаточно полной. Открытости в технических подробностях ей точно не хватает. Хотя, возможно, это от моей погруженности в тему. Кто-то в книге может найти и избыток технических деталей. Определенная недосказанность, недоговоренность, наверняка от стремления не распространить какие-то сведения, на момент создания текста, остававшимися в категории «содержащих государственную тайну», может быть осторожность, может быть еще что-то. Но «Крылья победы» точно может быть интересна всем любителям авиации по многим аспектам.
    Меня не особенно впечатлила начальная часть книги о росте, становлении, карьерном росте будущего наркома. Сильнее всего рассказано о военном периоде и особенно об эвакуации предприятий авиационной промышленности на восток. О восстановлении производства самолетов на новых местах. Большинство заводов строились заново и начинали работать буквально в поле. Сентябрь-октябрь-ноябрь 1941 года. Не хватает теплой одежды. Для отопления первичных заводских строений применяют старые паровозы, локомобили на дровах. Коммуникации укладываются в ледяной грунт. Люди по 70 – 80 часов не покидают рабочих мест, сон по 2- 3 часа по очереди. Между цехами укладывают железнодорожные пути по 40 и более километров, на заводах строят паровозные депо. Оборудование прибывает на баржах по рекам, когда ударили морозы 30-40 градусов. Основная масса барж вмерзает в лед. На руках выносят станки на берег. Отливают из бетона фундаменты, ставят на них станки, подводят коммуникации и начинают работать не всегда даже под крышей. Крыши стены, окна доделывают по ходу… Для сборки самолетов не хватает всего почти всего: авиационного клея, проволоки для заклепок, авиадревесины, бязи, – тысячи проблем приходилось решать в связи с потерей баз, производителей комплектующих.
    Пришла на помощь русская смекалка, изобретательство и рационализация. Обстановка на фронтах настолько тяжелая, что Саратовский авиазавод проводит испытательные полеты со своего аэродрома, над которым работает вражеская авиация.
    Самолеты нужны на фронте, как воздух. И уже в декабре на эвакуированных заводах в Сибири, на Урале поднимаются в небо первые самолеты, выпущенные коллективами на новых местах. Первые самолеты, уходя на фронт, обязательно пролетают над цехами, чтобы люди видели для чего они совершают подвиг. Вскоре заработали поточно-конвейерные линии по сборке самолетов. И в конце концов наша авиация и авиационная промышленность превзошла немецкие в количественном и качественном отношении, «…в создании новой авиатехники нами взята нужная высота».
    В книге сотни историй, случаев, поездок, совещаний со слов наркома, которому приходится решать все эти вопросы. Читая об этих обстоятельствах в книге, чувствуешь знание, прочувствованность «на своей шкуре» того, о чем рассказано.
    И прежде всего потому, что это Слово наркома. Слово человека, привыкшего отвечать за свои слова. И коли уж он их сказал или написал, можно быть уверенным, что в них содержится настоящая правда.
    И, наверное, что самое главное. В словах наркома чувствуется мощный заряд будущим поколениям. Что-то вроде: «смотрите, что нам выпало, учитесь, как мы смогли сделать всё, чтобы победить».

    А.И.Шахурин

    31
    355