Рецензия на книгу
Долгий марш. В заразном бараке
Уильям Стайрон
Аноним20 декабря 2022 г.Что ж, год был долгим, прогулка - тоже, а потому и закрывает марафон 2022 года именно "Долгий марш" Уильяма Стайрона. В какой-то степени, я даже чувствую себя аналогично главным героям: цель доползти и восхититься тому, что порох в пороховницах ещё есть. Но обо все по порядку.
Книга весьма небольшая и, согласно легендам и интернету, является своеобразным переносом опыта Стайрона в Корейской войне на бумагу, только тут "привычной" войны с перестрелками, разведками и прочим нет. Зато есть более привычная нынче война: попытка борьбы с бюррократией, протоколами, странными указаниями сверху и прочим. Резюмируя вышесказанное, перед нами нечто вроде антиправительственного протеста, крик о помощи, ну или своеобразное антивоенное письмо. История о том, что
Так нет, найдем же, блин, куда ввести войска
Вражьи кости нам - как снег под каблуком!
А солдатика замучила тоска
Он стрельнул себя - и больше не при чем...
Но в "Долгом марше" солдатики хотя бы укладываются спать с мыслями о том, что они все преодолели и и смогли и пора армии стать в их жизни лишь воспоминанием, в то время как герою пьесы "В заразном бараке" такой привилегии не представилось.
В целом, автор склонен использовать прямой хронологический порядок, благодаря чему не возникает сложностей с сопоставлением событий и героев. Например, в "Долгом марше" читатель практически всегда сопровождает лейтенанта Калвера и видит мир именно его глазами. Таким образом, с одной стороны мы получаем пресловутое "восприятие истории через жизнь одного человека", с другой - помимо рассмотрения социальных аспектов, для Стайрона оказывается важным показать обретение человеком его собственной свободы, понимание своей сущности. Этакое переплетение философии экзистенции с реализмом, явно не для легкого чтения на досуге.
О том, что это произведения не для "отвлечься" также свидетельствует и мрачный тон повествования, и постоянное переплетение стилей и отссылки к Камю. Под конец года, когда принято подводить итоги, очень печально читать про людей, осознающих бессмысленность своей жизни и абсурд происходящего. Несмотря на это, у текста есть своеобразная ритмичность, которая добавляет что-то авантюрное в повествование и задает темп чтения. Но насколько я могу судить по рецензиям, у Стайрона есть "любимые" твисты, образы и тропы. Герой, находящийся в экзистенциальном кризисе, пытается осознать свою сущность, но сделать это можно только через страдания. Вся разница заключается только в том, как герои реагируют на это: борются с обстоятельствами, не жалея себя, или смиряются. Причем есть ощущение, что именно в ранних произведениях герои ещё недоработанны и для полноты ощущений следует почитать что-то из более позднего и известного.
8146