Рецензия на книгу
Бегущий по лезвию бритвы
Филип Дик
Аноним19 декабря 2022 г.Код безысходности
Прелесть и особенность фантастики состоит в том, что она рано или поздно воплощается в реальность. Я не знаю, как они, писатели -фантасты, все это делают! Особая это прозорливость, умение ли разбираться в некоторых особенностях развития технического прогресса, или те, кто читает эти произведения в юности, обладают особо отточенным умом, но так или иначе практически все, о чем писалось в великих фантастических романах , давно уже даже не реальность, а самая заурядная повседневность.
Не приведи Господь, конечно, если реалии и этого романа воплотятся не на 80, а на все 100%!
Но я боюсь стать плохим пророком. Во всяком случае андроиды взяли человечество в полное окружение. Теперь мне хотя бы понятно откуда в нашу жизнь вошло это название. (Так же, как однажды Карел Чапек подарил миру слово робот).
Не смотря на всю изломанность и противоречивость личности. Филип Дик был очень продуктивным писателем и пользовался в 70-х огромной популярностью. Хотя писал, на мой взгляд, в очень традиционном для фантастики конца 60-х ключе, публично высказывая мысли многих: общество бездумного потребления рано или поздно приведет Планету к гибели. В лучшем случае сделает условия жизни далекими от комфорта.
Наверное, если бы меня попросили обозначить главную мысль этой книги, то я сказала так " Я тебя породил, я тебя и убью!". Ибо даже в самом близком, почти неотличимом от человеческого воплощении, робот-гуманоид остается машиной. Потому что при самом высоком уровне своего интеллекта андроиды лишены способности сопереживать, сострадать, быть милосердными.
Не могу не вспомнить здесь знаменитую цитату Юлиуса Фучика
Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.Вот оно, главное отличие андроидов от людей, Рика Декарда от Рейчел и всех остальных иже с ней: андроиды РАВНОДУШНЫ. Искусство, будь о велиая музыка или живопись, не вызывает у них мурашек по коже, Для андроида, даже очень талантливого ( интересно, можно ли сказать, что робот талантлив сам по себе или в него заложена программа таланта?)искусство не более, чем скомпонованные определенным образом звук или наложенные на холст мазки. Полета мысли художника, его чувств ощущать они не в силах. Да особо и не стремятся. Им все равно тушеная собака, сырая устрица или сумочка из детской кожи.
Ну, и кто во всем этом в итоге виноват? Тот, кто все это придумал. сначала - людей, которые придумали этих самых андроидов, а потом устроили вселенский апокалипсис и постарались упрятать этих своих роботов куда подальше. И здесь Дик не может удержаться от антиклерикализма той среды панков, хиппи и ростоманов, короче детей цветов, к коим он если не принадлежал, то сочувствовал . Итак, существует, как мы бы сейчас сказали в виртуальном пространстве, некто Уилбер Мерсер. Бог -не Бог, но что-то наподобие. Во всяком случае секту свою создать он успел. Вот в этом месте можно привстать и зааплодировать прозорливости больного сознания Филипа Киндреда Дика, потому что, говоря о 2021 годе, а именно в этом году происходят основные события книги, писатель с просто таки потрясающей точностью описывает все наши айфоны, компьютеры с интернетом 3, 4 и 5D.– Ты очень слабо устанавливаешь свой «Пенфилд», – подсказал Рик. – Давай я подрегулирую его, ты быстро проснешься и…
– Убери свои руки с регулятора. – Голос ее прозвучал резко и зло. – Я не намерена просыпаться.
Рик присел на краешек кровати, наклонился к жене и спокойно объяснил:
– Если выставить регулятор импульса на более высокий уровень, ты будешь просыпаться в хорошем настроении, вот и все. На уровне «С» регулятор приведет тебя в состояние бодрствования так же быстро, как меня.
Рик дружелюбно – его собственный регулятор был выставлен на уровень «Д» – погладил обнаженные бледные плечи жены.
Ну и вишенка на торте - электронные игрушки-животные. Надеюсь, вы еще не забыли Тамагочи? если забыли, советую почитать роман. Правда, игрушки з в книге куда более сложные и совершенные. но ведь и прогресс в этой области не стоит на месте! Правда, в романе гаджеты в в купе с войной в конце-концов уничтожили все живое вокруг. Превратив мир, пускай и в совершенную, но пустыню.
И он с удивлением думал: а чувствует ли кто-нибудь из оставшихся на Земле людей пустоту всего мира так же сильно, как он? Или его страх – своеобразное биологическое удостоверение личности, вызванное уродством и бессмысленным перерождением сенсорного восприятия? «Интересный вопрос», – отметил для себя Изидор. Жаль только, не с кем обменяться наблюдениями. Он обитал внутри ветшающего и безмолвного здания с тысячью незаселенных квартир, которые, как и все составные части некогда жилого дома, превращались, день за днем, в беспорядочные руины. В конечном счете все внутренние помещения сольются воедино, превратятся в однородную безликую массу, которая заполнит их до самой крыши. После чего и сами брошенные здания преобразуются в бесформенную глыбу, которую похоронит под собой всепроникающая пыль.Итак, как вы поняли, я рекомендую прочитать эту книгу. Чтобы задуматься и понять
531,5K