Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним18 декабря 2022 г.

    6 историй, 6 людей, одна Душа.

    Сразу скажу, что фильм не смотрела, но так даже лучше, ведь знакомство с первоисточником "вслепую" куда интереснее, чем когда имеется небольшая "база" благодаря фильму.

    "Облачный атлас" - это, по сути, сборник небольших рассказов про людей из разных эпох, объединенных одной общей темой - реинкарнацией. Что мне очень понравилось, это как расположены главы. Каждая история разбита на две части, отчего книга читается вот так:  1-2-3-4-5, 6-ая глава цельная, а после неё порядок идёт в обратном направлении, 5-4-3-2-1. Таким образом книга возвращается к тому, с чего начиналась.

    Первый сюжет. "Тихоокеанский дневник Адама Юинга". Середина ХIX века.
    Повествование ведется в виде личного дневника, который пишет простой нотариус, отправившийся в далёкое моркое путешествие, в котором он встречает сомнительного доктора Генри Гуза и спасает с острова туземца-раба Аутуа, ещё не догадываясь, какое участвие эти двое примут в жизни самого Адама.

    Второй сюжет. "Письма из Зедельгема". 1931г.
    В этот раз мы знакомимся с молодым композитором Робертом Фробишером, который оказался в немилости у семьи. Из-за отсутствия денег он решает на авантюру - пробиться подмастерьем к знаменитому Вивиану Эйрсу, что бы через знаменитого наставника сделать себе имя и заработать деньжат. Историю Фробишера мы узнаем через письма, которые он пишет своему любовнику Руфусу Сиксмиту.

    Третий сюжет. "Периоды полураспада.
    Первое расследование Луизы Рей". 1975г.
    Журналистка Луиза Рей застревает в лифте с пожилым физиком-ядерщиком Руфусом Сиксмитом. Недолгое знакомство приводит к тому, что Луиза оказывается втянута в мутную историю с ядерным реактором, который целому городу угрожает утечкой радиации. Сможет ли журналистка малюсенького журнала со сплетнями помешать корпорации и могущественным людям, чьи кошельки зависят от этого реактора?

    Четвертый сюжет. "Страшный Суд Тимоти Кавендиша". Наше время.
    Тимоти Кавендиш является книжным издателем, который резко богатеет на криминальном романе своего клиента, отправившегося в тюрьму, что сослужило значительным пиаром для книги. Так как роман основан на криминальном опыте самого писателя, то за процентами от продажи к Тимоти наведываются братья клиента, требуя огромные суммы денег, которых у Тимоти нет, так как все деньги ушли на оплату долгов. Боясь "братков" Кавендиш обращается к своему родственнику, с которым много лет находится в плохих отношениях. Родственник соглашается помочь укрыть Тимоти, сыграв на доверии, и отправляет его...в дом престарелых.

    Пятый сюжет. "Оризон Сонми-451". Далекое будущее.
    Этакий киберпанк, где власть отдана корпорациям, а люди поделены на чистокровных и фабрикантов. Чистокровные - это люди, родившиеся обычным способом, высшая ступень иерархии, тогда как фабриканты - это рабы-клоны, живущие по 12 лет, работающие в ужасных условиях на потеху чистокровным, и едящие Мыло, без которого быстро умирают. Все фабриканты запрограмированы на одинаковое поведение и не способны рассуждать и мечтать о чем-то значительном. Весь их интерес - это работа и мысли о Гаваях, куда якобы отправляются все фабриканты, доблестно отработавшие 12летний срок. Главная героиня Сонми-451 - обычный клон, работающий в кафе как обслуга. Но однажды, в её голове появляется всё больше нестандартных мыслей, всё больше непокорности и мечтаний о том, как покинуть своё заточение, дабы увидеть внешний мир...

    Шестой сюжет. "п’реправа возле Слуши и все ост’льное". Далёкое-далёкое будущее.
    История о мире, после Апокалипсиса, где среди высоких технологий прошлого, обитают деградировавшие люди, живущие общинами с примитивным хозяйством и поклоняющиеся богине Сонми.
    По атмосфере очень напомнило игру "Horizon Zero Dawn". Читать тяжеловато из-за намеренно сделанных ошибок, изображая примитивную речь:
    "так шо дайте-ка мне баранины, и я р’скажу вам о нашей первой с ним ’стрече. Жирный такой, со-очный кус, не, не эти ваши плоские горелики…"

    Главный герой каждого из сюжетов является реинкарнацией одной и той же души о чём говорит родимое пятно в форме кометы, которое обязательно присутствует у героя. Помимо этого из прошлого в будущее обязательно передается что-то, принадлежащее душе в прошлой инкарнации.
    Дневник, который писал Адам Юинг, потом читает Роберт Фробишер, найдя его в библиотеке Зедельгема. Даже имея лишь половину дневника на руках, Роберт знает, чем закончится история Юинга.
    Письма Фробишера, адресованные любви всей его жизни - Руфусу Сиксмиту, в дальнейшем передаются Луизе Рей, читая о Зедельгеме она словно помнит расположение комнат в доме, хотя никогда там не была. После недолгого общения с ней, Руфус чувствует, будто знает ее всю жизнь.
    Тимоти Кавендиш, находясь в доме престарелых, читает рукопись о Луизе Рей.  Сонми-451 смотрит древний фильм о жизни Тимоти Кавендиша.
    Оризон, на который велась запись допроса Сонми, в дальнейшем смотрит Закри - главный герой последней истории. Он чувствует её слова, но не понимает их, воспринимая Сонми как богиню, а не как реально жившего человека.

    Все вместе истории дополняют друг друга, но убрать тему реинкарнации и карточный домик рухнет. Без этой изюминки останутся лишь скучноватые разрозненные истории, сами по себе примитивные и не несущие интереса, хоть автор и пытался придать каждому рассказу свой стиль и жанр. Самая интересная для меня  часть книги - это история про Сонми и Закри, остальное читать было скучно. Адам Юинг - доверчивый высокоморальный дурак, Роберт Фробишер - паразит, липнущий к людям ради выгоды, Луиза Рей - скучнейший детектив, не вызывающий интереса, Тимоти Кавендиш - абсолютно несмешная комедийная история про побег пенсионеров.

    Главная проблематика и мораль книги сводятся к довольно заезженным темам - корпорации это плохо, расизм это плохо, рабство это плохо. Это отличные посылы, НО они даются читателю "прямо в лоб", создавая впечатление, что это не проблематика гармонично и ненавязчиво вписана в сюжет, а сюжет строится только ради проблематики. Отсюда и пресность историй, которые, без изюминки, не представляют собой ничего стоящего.

    Если за идею, то смело ставлю 5. Если за качество исполнения, то готова поставить максимум 3. Поэтому остановлюсь на 4.















    10
    707