Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Князь Ночи

Жюльетта Бенцони

  • Аватар пользователя
    KatrinBelous14 декабря 2022 г.

    "- От башен Лозарга ложатся зловещие тени. Особенно на тех, кто действует наперекор желаниям их хозяина..." (с)

    Время действия: 17 сентября 1820 г. - примерно осень 1822 г.
    Место действия: Франция, Париж и Овернь / Бретань / Австрия, Вена
    Впечатления: Обожаю Жюльетту Бенцони, особенно, её ранние работы. Писательница обладает каким-то особым мастерством писать увлекательные историко-любовные романы прекрасным классическим языком, и я до сих не нашла равных ей в этом авторов. Поэтому периодически с удовольствием берусь за перечитывание ^^

    Главная героиня этого романа Гортензия де Берни - дочь королевского банкира, за заслуги перед отечеством получившего титул барона, и аристократки из обедневшего, но гордого, рода маркизов де Лозарг, которые тут же от неё отреклись. При этом королева Голландии не побрезговала стать крестной матерью девочки, рожденной в "неравном браке", а её крестным отцом стал сам император Наполеон, так как её крестили в один день с его сыном. Возможно, это наложило на Гортензию отпечаток исключительности уже с рождения и в дальнейшем определило ей непростую судьбу.

    По сюжету в зимние каникулы в обитель братства Сердца Иисусова, где Гортензия получала образование, не приезжает карета её родителей, чтобы забрать домой на праздники. Зато приходит страшное известие - оба её родителя мертвы, причём не ясно случилась трагедия или двойное убийство, дом опечатан, права на управление состоянием отца переданы совету попечителей, а единственная наследница по приказу короля, только лишь побывав на похоронах, сразу должна ехать в далёкую Овернь к дяде, имя которого в её семье даже не упоминали. Сопротивляться бессмысленно, узнать о случившемся с отцом и матерью на самом деле Гортензия тоже не имеет возможности, но и так ясно, что от неё что-то скрывают...

    Цикл "Волки Лозарга" условно поделен на 3 части, хотя это скорее один объёмный роман, но всё же.

    "Жан, Князь Ночи"

    Я обожаю 1 часть, потому что это классический готический роман, к тому же единственный в таком роде в творчестве Жюльетты Бенцони. И написала его автор просто великолепно! Атмосфера суровой горной Оверни, темные хвойные леса, кишащие волками, средневековый разрушающийся замок, который до сих пор боятся окрестные крестьяне, заколоченная часовня, в которой скрыта могила последней маркизы де Лозарг, погибшей трагически и необъяснимо, колокол сам зазвонивший среди ночи, завораживает... А ещё тут есть настоящее привидение! И эта доля мистики как нельзя более уместна в истории рода Лозаргов, у которых "скелетов прошлого" более чем достаточно.

    И в это странное одинокое место попадает юная девушка, привыкшая жить в семье или в окружении воспитаниц монастыря, где дядя ей совсем не рад, но согласен терпеть ради выделенного пенсиона, слуги грубы, а кузен вообще сбежал из дому в первый же день её приезда в замок Лозаргов, и говорят, что у него не всё в порядке с головой. А ещё, проезжая через лес, главная героиня встретила странного мужчину в окружении волков, предупредившего её быть осторожной. Тут-то все семейные тайны и полезут из щелей))) Тем более, что Гортензия совсем не глупа и не легкомысленна, она достаточно наблюдательна и умеет выспрашивать нужную ей информацию. Особенно, когда приходится защищать не только собственную свободу, но и жизнь.

    В этой части всё великолепно:

    - Главная героиня достаточно разумна и не раздражает, хоть и соответствует поступками своему возрасту.

    • Сюжет увлекательный. Тайн полно. Семейных трагедий ещё больше. Легенд из прошлого рода Лозаргов предостаточно.
    • Любовная линия имеется. Да и ещё к тому же довольно не банальная) Чего только волки стоят ^^
    • Второстепенные герои колоритные и интересные. Мне очень нравится старая экономка замка Годивелла, судьба у этой старушки ещё та, особенно, если учесть, что она вырастила маркиза и любит его, но осознает, что он совершает здодеяния и должен понести наказание.
    • И написано всё это замечательным, ни капли не примитивным, языком.

      П.С. Интересно, когда писательница создавала образ дяди главной героини Фулька де Лозарга, имела ли она в виду дядю Сайласа из романа Шеридана ле Фаню? Уж очень этих 2 персонажа схожи как внешне, так и характерами, преступлениями и даже обстоятельствами. Хотя Фульк де Лозарг даже перещеголял своего более классического "предшественника".


    П.П.С. В каких-то эпизодах мне даже понравился маркиз де Лозарг, опять же как и дядя Сайлас. Он умел себя правильно подать и всех очаровать, да уж) Вот не понимаю, почему злодеи думают, что могут достичь желаемого только дурными поступками, ведь через добрые дела и отношение к своей племяннице, став ей настоящей семьёй, можно было достичь намного большего!

    "Гортензия на восходе дня"

    Во 2-ой части цикла начинается настоящий приключенческий роман с темой мести. После побега из замка Лозаргов, Гортензия спешит домой и... обнаруживает, что у неё нет больше дома, в городском особняке живёт другой человек, а состояние разошлось по чужим рукам. Ко всему прочему её хотят устранить, так же как и ранее родителей, теперь в этом нет никаких сомнений. Но теперь уже, графиня де Лозарг, пережила за этот год столько всего, что не собирается сдаваться и идти на заклание, а с помощью случайно обретенной подруги принцессы Фелисии Орсини решает найти и отомстить убийце своей семьи, а ещё выиграть войну с маркизом де Лозаргом, который не собирается отступаться. К тому же подруги попадают в водоворот бунта, в ходе которого был свергнут король Карл Х и изгнаны из Франции Бурбоны.

    За что я особенно люблю романы Бенцони, так это за то как великолепно она описывает историческую эпоху и насколько интересно прописывает реальных исторических личностей. Как приятно встретить хорошо знакомых персонажей вроде герцога Талейрана и его племянницы герцогини де Дино (вот уж эксцентричная, но какая же чудесная парочка!), или познакомиться с новыми - известным французским художником Делакруа и великолепной герцогиней де Саган (у которой в любовниках кажется побывали все выдающиеся мужчины того времени, в том числе Талейран и Меттерних), или взглянуть с другой стороны на герцога Рагузского, имя которого стало нарицательным и означало "предателя". Да и судьба сына Наполеона, на которого после смерти его великого отца было столько надежд, через всю эту трилогию проходит красной нитью.

    Неожиданно для себя во второй части цикла я осознала, что мой любимый персонаж этой истории - мадемуазель Дофина де Комбер. Эта живая, яркая, умная женщина, единственный недостаток которой казалось была любовь к своему кузену маркизу де Лозаргу, какое-то время выступала в роли чуть ли не злодейки. Но на что только не закроешь глаза, если страстно любишь человека, а он такого поклонения совершенно не достоин. В этой части Дофины было очень мало, но стали ясны многие её поступки. И так жаль мне стало её, её загубленную жизнь и молодость...

    "Фелисия на закате дня"

    В 3-ей части писательница наглядно демонстрирует, что бывает по окончанию основного сюжета романа, когда главные герои вроде бы должны "жить долго и счастливо". Но отношения Гортензии и Жана сложились далеко не безоблачно, настолько что в один момент графиня де Лозарг снова сбежала в Париж))) Ну точнее не сбежала, а выдохнув с облегчением после постоянных размолвок с возлюбленным, упорно не желающим на ней жениться и жить вместе, уехала спасать Фелисию, княгиню Морозини, попавшую в тюрьму. И это освобождение не только затянулось на многие месяцы, но и привело подруг в Австрию к сыну Наполеона, который узником, хоть и с герцогским титулом, томился вдали от родины... Вот же трагическая судьба сложилась у "Римского короля"!

    Да и вообще эта часть сама по себе довольно мрачная и трагическая, смертей тут хватает. Причём любимых персонажей:( Ну и жаль было прощаться с историей и героями, за эти 3 тома невозможно было не полюбить их всех. Хотя...

    Так и нужно этому Жану! А то хорошо устроился - гуляет себе по лесам, исчезает, когда захочет, а потом неожиданно появляется дабы удовлетворить свои мужские потребности и снова исчезнуть. Хоть пострадал немного, когда Гортензия его бросила)))

    И вот честно, в этом томе мне стал больше нравиться полковник Дюшан, с его верной и нерушимой рыцарской влюбленностью в Гортензию, а Жан с его метаниями поднадоел. Возможно, Гортензии стоило выбрать серьёзного и надёжного полковника) Хотя там ещё мимо Патрик Батлер пробегал, некий упрямый бретонский судовладелец с пиратским прошлым, в общем графине де Лозарг было из кого выбрать... А то крутят носом видите ли некоторые)))

    Итого: Как по мне, Жюльетта Бенцони уже классик историко-любовного романа, так что почитателям жанра, или просто желающим почитать увлекательный роман в исторических декорациях, точно не стоит проходить мимо её произведений.

    Помню, что много лет назад в эпоху моего запойного чтения романов Бенцони, эта трилогия не входила в число любимых. Теперь я прям не представляю, если она мне так понравилась сейчас, то какими же увлекательными мне должны будут показаться при перечитывании любимые истории писательницы?)))

    "– Я уповал, что вы меня встретите по-другому.
    – Знаю. Вы надеялись, что найдете раздавленную ужасом женщину, которую боязнь смерти низвела до положения покорной жертвы. Но я – графиня де Лозарг, и этого в свое время добивались именно вы. Никогда вам не видеть меня у ваших ног!"

    51
    902