Рецензия на книгу
Три товарища
Эрих Мария Ремарк
Аноним24 ноября 2013 г.По правде сказать, я уже перестала воспринимать Ремарка с тем восторгом, который был раньше. Я нарочно оттягивала встречу с "Тремя товарищами", чтобы посмотреть на писателя более зрелым взглядом. Выяснилось, что теперь Ремарк меня не удивляет. Но есть в книге две вещи, о которых нельзя молчать, даже если уже не испытываешь на себе очарование когда-то любимого автора.
Во-первых, персонаж Пат. У Ремарка любовь часто сопровождается ромом и туберкулезом, но в "Трех товарищах" есть некий дополнительный элемент, добавляющий драматизма. Безнадежно больная Пат так храбро принимает свою участь, что иначе как героическим ее поведение я не назову. Она стала для меня образцом мужества и терпения, при том, что здесь и не пахнет покорностью судьбе. В "Жизни взаймы" у героини Лилиан Дюнкерк похожая история, но она иначе относится к своему будущему. Кстати, именно в "Товарищах" я заметила, что Ремарк неплохо понимал женщин, когда набрела на очередное рассуждение о важности платья. Он прав, одежда способна изменить очень многое в человеке, до неузнаваемости.
И во-вторых, персонаж Готтфрида Ленца, последнего романтика и оптимиста на свете. Читая, осознаешь, как тяжело быть лучом света в темном царстве, в угрюмой компании потерянных и затерянных между двух войн. А ведь он делал это безо всяких усилий! И вот, со смертью Ленца умирает все то, что давало друзьям надежду на жизнь. Его пристрелили на улице как собаку, и эта нелепая гибель становится началом конца трех товарищей. Дружба вдвоем теряет смысл, Робби и Отто без Ленца просто пропадут под гнетом собственных разочарований.
Все правильно, Ремарк учит дружить и любить, за это его и котируют циники ХХІ века. Когда ничегосвятого надоедает, руки сами тянутся к вечным ценностям и, например, к кальвадосу.
1837