Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним24 ноября 2013 г.Классический английский роман в духе произведений сестер Бронте и Джейн Остин,"Ярмарка тщеславия" отличается от них разве что большей приземленностью стиля и неромантичностью главных действующих лиц. В центре сюжета - две подруги и соперницы, Эмилия Седли и Ребекка Шарп. Различные по характеру и благополучию, с неравными условиями в начале взрослой жизни, девушки все же переживают много схожих моментов, но действуют в таких ситуациях по-разному в силу собственных устремлений и целей.
Несмотря на то, что события так или иначе касаются одной из подруг, Теккерей буквально с первых страниц подчеркивает, что это роман без героя. Автор, словно кукольник, управляет своими персонажами, подвергает их испытаниям, не без любопытства наблюдая взаимодействие различных начал в одном человеке. Он уверен, что герой, зачастую идеализируемый писателями в своих произведениях, это выдумка и надувательство по отношению к читателю. Человек - это смесь благородного и подлого, самоотверженного и мелочного, и его природа бесконечно сложна и неповторима.
Образ Эмилии на первый взгляд ангелоподобен; она добра, отзывчива и скромна, как и подобает положительной героине. Вместе с тем по ходу романа под маской добродетели обнаруживается ограниченность, незрелость и эгоизм. Ребекка же напомнила мне Скарлетт О'Хара: такая же самовлюбленная, падкая до наживы и беспринципная обольстительница мужчин. Только Теккерею не удалось сделать ее харизматичной для читателя; да и не сильно он, наверное, старался, учитывая его заявление об отсутствии героя в произведении.
Действие "Ярмарки тщеславия" происходит в первой половине XIX века - времени первой ссылки Наполеона, его возвращения и битвы при Ватерлоо, вплоть до вторичного изгнания. Эти исторические события напрямую влияют на судьбы героев; вместе с тем Теккерей проходит мимо описаний войны, сосредотачиваясь на последствиях, которые она несет для мирных жителей, справедливо полагая, что история даже в военное время - это не только хроника битв и завоеваний, но и разорение, бедность и горе тех, кто остается за пределами боевых действий.
Стиль романа достаточно своеобразный, на мой взгляд; на 900 страницах сплошного текста автор перемежает непосредственно рассказ со своими размышлениями на тему происходящего, нередко отвлекаясь на философские измышления. Его ирония в комментариях относительно развития событий порядком меня утомляла и местами раздражала, наталкивая на мысль, что более своих героев тщеславен сам автор. Его отступления, некоторую заносчивость и всезнайство я бы посоветовала оставить при себе, разбавив текст диалогами, эмоциональной составляющей персонажей, чтобы сделать их более живыми.
Возможно, последуй Теккерей моему совету, потерялась бы вся его идея, согласно которой наш мир - всего лишь ярмарка тщеславия, где все подчиняется законам купли-продажи, где единственным настоящим героем являются только деньги. И это была бы уже совсем другая история..)329